Новая фскн: в госдуме призвали к радикальным мерам в борьбе с наркоманией . История фскн: как наркоконтроль превратился в наркокартель Как увольняют в Забайкалье

Активно обсуждаемая в последние дни информация о возможном расформировании Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) нашла свое подтверждение.

По данным «Известий», проект указа президента об упразднении службы в феврале поступил в аппарат главы правительства России из государственно-правового управления администрации президента (АП).

Проект указа 10 февраля направлен руководителю аппарата премьера Сергею Приходько. Им предусмотрено упразднение ФСКН с 1 марта 2015 года. Полномочия службы по борьбе с наркотиками, а также по расследованию профильных уголовных дел теперь будут переданы в Министерство внутренних дел (МВД), а сфера реабилитации и лечения наркоманов - Минздраву, - сообщил собеседник «Известий» в аппарате правительства.

Государственно-правовое управление президента просит зампреда правительства поручить подготовить заключение о предполагаемых расходах бюджета в связи с расформированием ФСКН и передачей ее функций МВД.

Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал о некоторых подробностях ситуации вокруг расформирования Госнаркоконтроля.

Впервые информация о реорганизации ФСКН прозвучала на совещании у главы государства Владимира Путина 22 января - тогда государственно-правовое управление администрации президента получило поручение подготовить проект указа «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Этим проектом предусматривается с 1 марта 2015 года упразднение ФСКН и передача МВД полномочий по борьбе с наркопреступностью. Все уголовные дела по «наркотическим» статьям теперь также будет расследовать следственный департамент МВД. Полномочия по поддержке некоммерческих организаций, которые занимаются реабилитацией и ресоциализацией наркоманов, будут переданы Минздраву.

Передача функций ФСКН проходит в рамках масштабной реорганизации силовых ведомств, которая потребовалась в условиях финансового кризиса. Масштабные сокращения штатов готовят МВД, ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Генпрокуратура и другие силовики.

Штаты Госнарконтроля составляют более 30 тыс. человек, из которых лишь четверть перейдут на работу в МВД, а остальные будут сокращены. Напомним, что до 2002 года в структуре МВД было специализированное подразделение по борьбе с наркотиками - Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН).

По разным оценкам, ФСКН обходилась бюджету примерно в 30 млрд рублей в год, однако эффективность работы наркополицейских оставалась низкой. Так, по статистике, оперативники МВД выявляли 64,2% всех преступлений, связанных с наркотиками, из которых 61% относился к тяжким и особо тяжким составам, а ФСКН - только 33,5%. В 2014 году только официально в России было изъято 32 т наркотиков, из которых на МВД пришлось почти 10 т. Также следует учесть, что в ФСКН вес изъятых наркотиков всегда учитывала в сыром виде, а в МВД - только в «чистом», сухом. Таким образом, разница по изъятым наркотикам во внутриведомственной статистике МВД и ФСКН отличалась в десятки раз.

Руководство ФСКН сразу после появления информации об упразднении заявили, что служба эффективна. Так, 9 февраля на специальном брифинге директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов рассказал, что за последние 5 лет служба ликвидировала в 8,5 раза больше наркосообществ, чем все остальные вместе взятые российские силовики. По его словам, на долю ФСКН приходится 98% уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов. Также Госнаркоконтроль ликвидировал 20 тыс. наркопритонов, что в 3 раза выше совокупного результата всех силовиков страны. А 90% перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на ФСКН.

Кроме того, после первых слухов о возможной ликвидации ФСКН наркополицейские начали проводить фактически ежедневные операции и рейды, не забывая отчитываться о громких победах над наркобизнесом. Так, за последнее время были проведены сразу три масштабные спецоперации: «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». Были изъяты сотни килограммов различных наркотиков и курительных смесей, задержано около 100 участников группировок. Одна из группировок хранила вырученные от продажи наркотиков деньги в Приватбанке, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому.

Есть еще одна причина ликвидации ФСКН. За всё время существования службы ее оперативники и руководители различного ранга сами регулярно попадали в криминальные скандалы и уголовные дела, связанные с торговлей наркотиками, крышеванием наркопритонов и вымогательством. Правозащитники обвиняли ФСКН в том, что она подменяет борьбу с крупными отечественными и международными наркогруппировками различной мелочью - проводила спецоперации и возбуждала уголовные дела против ветеринаров и торговцев пищевым маком, пожилых жителей деревень, у которых в огороде находили дикорастущие мак или коноплю.

Как считает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков, в составе МВД силовые функции ФСКН будут исполняться лучше.

Целью ФСКН было выживание службы как ведомства, а в составе МВД такой направленности уже не будет, - пояснил он. По его мнению, основная задача ФСКН - уменьшение числа наркоманов в стране - так и не была выполнена.

Можно играть цифрами, но в действительности количество наркозависимых в стране только увеличилось, - заявил Олег Зыков. - При этом палочная система отчетности ФСКН привела к тому, что заметно увеличилось число наркоманов в тюрьмах. И дело не только в том, что это поломало судьбы конкретным людям. Теперь до 100 млрд рублей в год страна платит просто за то, что наркоманы сидят за решеткой и превращаются там в профессиональных бандитов.

Миллиарды на реабилитацию

Что касается системы реабилитации наркоманов, то ее получит Минздрав. В 2013 году ФСКН вынашивала амбициозный проект по созданию единой системы реабилитационных центров в России, на что просила у правительства 20 млрд рублей - на срок с 2014 по 2016 год. В эту сумму, по замыслу наркоборцов, должны были войти 16 млрд рублей из федерального бюджета, 3,3 млрд из бюджета субъектов и еще 650 млн из внебюджетных источников.

Виктор Иванов утверждал, что с помощью этой программы сможет уменьшить количество наркозависимых в России в 30 раз. Суть программы ФСКН заключается в создании - в соответствии с международной практикой и рекомендациями ООН - единой системы сертифицированных реабилитационных центров. Эти центры, по замыслу ФСКН, должны будут работать по стандартам, рекомендованным Минтруда и Минздравом, и предоставлять полную информацию о своей деятельности.

Виктор Иванов планировал, что кроме четырех государственных центров в нее могли бы войти почти 500 неправительственных некоммерческих организаций, которые на сегодняшний день не существуют юридически ни в одном государственном документе. После появления новой программы они смогут участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

Однако эти планы не нашли поддержки в Минфине, который зарубил проект, пояснив, что бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятом Госдумой, ассигнований на реализацию проекта программы не было предусмотрено. Также финансовое ведомство отклонило вопрос о создании федерального научно-методического центра для проведения научных исследований и подготовки экспертов в области реабилитации наркоманов.

Ранее из межведомственной госпрограммы вышел Минздрав, потому что медики и наркополицейские так и не смогли решить, кто из них будет заниматься реабилитацией наркоманов в России. Теперь Минздравсоцразвития лоббирует собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», в рамках которой занимается лечением наркоманов.

На финансирование программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ежегодно планировалось выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» более масштабна - около 400 млрд рублей в год.

То, что ФСКН расформируют, для меня прекрасная новость, - сказал Зыков. - Фактически деятельность этого ведомства сводилась к аккумулированию у себя огромных бюджетных средств и их передаче дальше в различные организации. И это была очень коррупционная схема. По моим оценкам, эти деньги получало огромное количество реабилитационных программ, которые по сути были авантюристскими. Они были организованы неграмотными людьми, желающими заработать. Минздраву сейчас следует приостановить какое-либо финансирование реабилитационных центров и наконец разобраться, какие из них реально меняют к лучшему судьбы наркоманов.

Руководитель аппарата некоммерческого фонда «Здоровая страна» Сергей Орлов напротив оценивает опыт взаимодействия с ФСКН как «очень позитивный».

Мы плотно работаем с ФСКН - например, фонд участвовал в разработке критериев реабилитации, - сказал он. - Мы опробовали новые методики при поддержке ведомства, постоянно проводили совместные мероприятия. К примеру, в сентябре 2014 года был организован масштабный летний терапевтический лагерь, куда приехали представители девяти регионов. За время своей деятельности ФСКН сделала всё для пропаганды здорового образа жизни и борьбы с распространением и потреблением наркотиков.

Орлов отметил, что существуют определенные критерии для всех организаций, которые занимаются реабилитацией наркоманов.

Вряд ли Минздрав будет менять эти стандарты, - считает он. - Но придется заново договариваться, налаживать контакты и взаимодействие.

Президент ассоциации некоммерческих организаций «Родина без наркотиков» Вадим Харитонов отметил, что от Минздрава общественники в первую очередь ждут взаимопонимания и тесного сотрудничества, которого не хватало во время работы с ФСКН.

На балансе нашей организации работают реабилитационные центры в 30 городах России, где проходят лечение около 800 человек, - сказал он. - Этот показатель значительно выше, чем в любых государственных наркодиспансерах. При этом мы постоянно сталкиваемся с недопонимаем и попытками помешать нашей работе со стороны ФСКН. У нас налажено сотрудничество с Пермским и Алтайским краями, где представители госструктуры поддерживали наши инициативы и пилотные проекты - например, выдачу сертификатов на бесплатное прохождение реабилитации. При этом есть другие регионы, где сотрудники ФСКН всячески мешали нашей работе. В Новосибирске все наши попытки получить гранты заканчивались безуспешно. В Сургуте и Ханты-Мансийске нам устраивали информационную блокаду, а центры подвергались постоянным проверкам со стороны прокуратуры и других контролирующих органов. В Тюмени наши центры пытались обвинить в том, что у них «экстремистские» методы лечения.

Помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Клименко рассказала, что, по данным Минздрава, всего в России около 800 НКО, которые занимаются реабилитацией наркоманов. Сейчас Минздрав никак не регулирует их деятельность, но государственные медучреждения «взаимодействуют с этими НКО в рамках преемственности лечебно-реабилитационного процесса в отношении каждого конкретного пациента».

Мы просим главных наркологов по каждому региону, чтобы они хотя бы примерную «карту» этих НКО имели и взаимодействовали с ними, - сказала Татьяна Клименко. - НКО проводят мероприятия по социальной реабилитации - когда больной учится жить в нашем обществе, ему оказывается помощь при восстановлении трудовых навыков, семейных взаимоотношений, социальных связей, помощь в учебе. Медицинские организации, которые занимаются наркологическими больными, конечно, нуждаются во взаимодействии с этими НКО.

Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных - клиенты на нем будут всегда. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей. Чтобы вернуть их к жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену, но коек для всех в России явно не хватает. При этом в государственных наркологических учреждениях имеется всего чуть более 1,2 тыс. мест.

По данным Минздрава, на всю Россию - четыре государственных наркологических центра, 81 реабилитационное отделение и 144 наркодиспансера. Зато частных центров более 800.

Почти каждый седьмой сотрудник ликвидированной Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) перешел на службу в МВД России. Об этом ТАСС во вторник сообщил источник в правоохранительных органах. По словам собеседника агентства, из 27 тысяч уволенных сотрудников ФСКН только четыре тысячи устроились в МВД.

"О судьбе остальных неизвестно", - отметил источник. Пока ничего неизвестно и о новом месте работы главы упраздненного ведомства Виктора Иванова. Сообщается, что в ближайшее время он уходит в отпуск. Газета "Коммерсант" писала, что Иванов в последний момент отказался переходить на службу в МВД. В начале мая он был исключен из состава Совета безопасности РФ.

Президент РФ Владимир Путин в апреле распорядился упразднить ФСКН и Федеральную миграционную службу (ФМС) с передачей функций федеральных ведомств МВД. Тогда же на базе внутренних войск и спецподразделений МВД была создана новая силовая структура - Национальная гвардия.

Отмечалось, что штатная численность двух упраздненных служб передается в МВД, при этом штат ФМС сокращается на 30%, то есть на 11 тысяч человек. В структуре МВД бывшие упраздненные службы будут называться "Главное управление по вопросам миграции" и "Главное управление по контролю за оборотом наркотиков". Начальником миграционного ведомства была назначена полковник внутренней службы Ольга Кириллова, главой антинаркотического стал генерал-майор полиции Андрей Храпов. Экс-глава ФМС Константин Ромодановский, как и Виктор Иванов, должности в МВД не получил.

В указе главы государства говорилось, что сотрудники ФСКН, выразившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, будут приниматься на службу "в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации". Замглавы МВД РФ Игорь Зубов ранее сообщал, что некоторым сотрудникам ФСКН будут предложены другие должности, отличные от тех, которые они занимали ранее. К примеру, сообщил замминистра, наибольшая потребность в кадрах имеется в службе участковых уполномоченных полиции, подразделениях по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службе и подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.

Сотрудники МВД, опрошенные газетой "Коммерсант" , предположили, что основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента, который установит предельную численность как Национальной гвардии, так и самих органов внутренних дел. После этого можно будет говорить и о численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Накануне стало известно, что ликвидация ФСКН и ФМС полностью завершится к 31 декабря 2016 года. Соответствующее распоряжение правительства России, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Отмечалось, что председателем ликвидационной комиссии ведомства станет замруководителя международно-правового департамента ФСКН Валерий Зиновьев.

В документе были перечислены меры, которые глава ликвидационной комиссии должен будет реализовать в рамках ликвидации ведомства. В их числе: утверждение сметы расходов, проведение инвентаризации имущества, оформление документов. Ранее источник в правоохранительных органах сообщал, что ФСКН прекратит свою деятельность к 1 июня.

После ликвидации ведомств МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС, отмечает "Коммерсант". Среди них - более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП "Паспортно-визовый сервис", а также научно-исследовательский центр службы в Москве, несколько институтов, санатории и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Судьбу остального имущества ФМС и ФСКН после инвентаризации решат совместно МВД и Росимущество. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.

Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156
"О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов.

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

4. Установить, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службой, которое необходимо для осуществления функций и полномочий, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации;

б) перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом;

в) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

г) представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

е) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) представить предложения по уточнению перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного

https://www.сайт/2016-07-26/evgeniy_savchenko_o_prichinah_likvidacii_narkokontrolya_i_vozmozhnyh_posledstviyah

«Для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет»

Евгений Савченко – о причинах ликвидации наркоконтроля и возможных последствиях

ФСКН, знаменитый наркоконтроль, ликвидирована с 1 июня 2016 года указом президента РФ Владимира Путина. Люди и активы ведомства переданы в структуру МВД, и на сегодня в Челябинской области уже начинает работу новое подразделение в рамках полицейского главка - управление по контролю за оборотом наркотиков. Однако в этой структуре не нашлось места руководителю бывшей наркополиции, генерал-лейтенанту Евгению Савченко. В интервью сайт Евгений Юрьевич рассказывает о своем отношении к реформе и подводит итоги 13 лет существования наркоконтроля.

- Евгений Юрьевич, насчет ликвидации ФСКН есть мнение, что наркоконтроль был неэффективен.

Моя точка зрения - ту компетенцию, для которой когда-то создавали наркоконтроль, эта структура выполняла эффективно. Главной нашей задачей была борьба с организованной наркопреступностью. Любая ликвидация организованной группы наркоторговцев - это одновременно профилактика появления десятков, а то и сотен мелких наркогрупп, это профилактика распространения наркотиков, так называемого «одноклеточного сбыта», хранения. В чем особенность организованной наркопреступности? Борьба с ней на две трети должна состоять из негласных оперативно-розыскных мероприятий. И, таким образом, выявление и пресечение не так хорошо видны простому человеку, как действия других силовых структур. В отличие от классических примеров - вот идет по улице пьяный, его наряд задержал, все это увидели, вот реакция, все оценили - у нас было не так, особенно в крайние годы, когда набрал масштаб бесконтактный сбыт, когда начали работать не зарегистрированные на территории области курьеры. Одни снимали квартиры, другие приезжали-продавали, наличными деньгами никто не пользовался, в ход шли банковские карты, расчеты через интернет, диспетчеры всего этого процесса сидели за пределами области, а зачастую и за рубежом… Да, преступность не признавала ни административных, ни государственных границ. Словом, сложная система, которую с кондачка не возьмешь.

- Челябинская область - пограничная, к нам идут наркотики из-за рубежа…

Поэтому для работы выстраивались межрегиональные группы с подчинением центральному аппарату ФСКН, параллельно строилась система своих официальных представителей за границей, чтобы напрямую работать с иностранными коллегами. Понимаете, одно дело, когда взаимодействие осуществляется через Интерпол - сначала наш Интерпол, генеральная прокуратура, потом соответствующие органы другой страны… пока еще до соседнего силового блока дойдет какой-либо запрос! Или свой офицер связи контактирует напрямую с каким-то ведомством, получает запрос, передает его напрямую, и начинается работа. Так вот успешно поработали в прошлом году с Китаем, где удалось ликвидировать целый завод по производству синтетики, провели несколько операций в Афганистане, где уничтожались уже не плантации, а лаборатории. Это все успехи от межведомственного, межгосударственного взаимодействия.

- Тогда почему об этих успехах никто не знает?

Смотрите. Вот пошел после 2011 года поток синтетики. Мы отработали методику борьбы с этой напастью, но речь-то тогда шла о так называемой «разбавленной», уже готовой к употреблению курительной смеси. А на последнем этапе своего существования мы уже начали работать с концентратами, с тем, что завозится сюда и уже в России распыляется на гигантские объемы. Я тоже читаю в последние годы критику нашей работы, мол, поначалу в год изымалось по 129 тонн наркотиков по стране, а последнее время - по 26-29 тонн. Хорошо, всё так. Но их, тех 129 тонн, две трети составляла марихуана, условная доза которой - 2,5 грамма, уголовная ответственность за ее хранение вообще начиналась с шести граммов. А что такое 26-29 тонн последних лет? Значительная доля там - концентраты наркотиков, у которых объем условной дозы - 2-5 тысячных грамма. Сколько это могло быть тонн той же «травки»?

Нельзя нашу эффективность оценивать такими абсолютными числами. Вот недавно в совместной операции ФСБ, челябинского УФСКН и полиции Китая было изъято свыше полутора тонн концентратов. На Южном Урале - порядка 50 килограммов, наш вклад был поскромнее. Но все равно нам с такими объемами даже нет повода особенно гордиться параллельным изъятием 100 килограммов «травы». Так что результативность у нас даже росла.

Но если так, то почему было принято решение о ликвидации наркоконтроля? Ведь выходит, что организация была очень успешной?

Да, так и есть. Мое мнение - возникли экономические проблемы у страны, настала необходимость сокращать издержки на госаппарат, оптимизировать системы управления.

- Потому что «Крым наш»?

С Крымом это не связано! Здесь ведь и пресловутые санкции, и конъюнктура рынка, роль играет многое. В результате - сокращения, перевод аттестованных сотрудников в неаттестованные. Наиболее серьезные сокращения мы пережили в 2015 году. 30 декабря 2014 года получили бумагу, предписывающую подготовить сокращения порядка 15% личного состава. Новый год я никому портить не стал, руководителей собрал 2 января. Они выдали свои предложения, но я их не послушал.

- А какая была альтернатива?

На совещании руководители мне предлагали забрать из каждого подразделения по чуть-чуть. Но тогда мы имели бы на каждом участке командира и по «полтора» сотрудника. А ведь кто-то болеет, кто-то уходит в отпуск, кому-то положен отдых после дежурства. Подразделения стали бы не боеспособны. Ситуацию осложнял еще один факт: уже к 2015 году почти половина людей у нас была без погон. Ни одного аттестованного водителя, охрана помещений - гражданская. Я вынужден был ставить в наряд офицеров, потому что доверить гражданским людям охрану хранящихся в зданиях оружия, наркотиков, просто не имел права. В итоге - серьезная перегрузка людей. И при каждом сокращении мы все меньше поневоле отвлекались «на улицу». Понимаю, гражданам хочется видеть наркополицию на улицах, но зачем нам дублировать коллег из ППС, ДПС, участковых? У нас оставались силы только на свою, узкую специализацию - организованную преступность.

Я принял решение сократить полностью несколько межрайонных отделов, усилив другие. Чтобы в области оставались полноценные структуры с оперотделами, следователями, экспертами - структуры, которые могли бы продолжать выполнять задачу. В результате из девяти межрайонных отделов мы «ужались» до пяти.

И сейчас в масштабах страны, по сути, принято такое же решение. Нас становилось все меньше, и, если штаты ФСКН в целом еще сократить, понятно, что мы не смогли бы эффективно работать. Поэтому с управленческой точки зрения решение президента мне понятно. Оптимизируются службы финансистов, кадровиков, тыловиков - ведь все это в МВД есть свое. Но зато костяк оперативно-следственных подразделений, влившись в полицию, сохраняет свою работоспособность.

Как вы относитесь ко второй масштабной реформе в силовом блоке России? К тому, что из МВД забирают в Национальную гвардию СОБР, ОМОН, самых боеспособных людей?

Сложности, конечно, возможны, но тут всё будет зависеть от организации взаимодействия между полицией и нацгвардией. Но ведь никто не закрыл НАК, национальный антитеррористический комитет. А функция этого органа - именно налаживание межведомственного взаимодействия, координация боевых подразделений. Есть свод сил всех правоохранительных органов, четко регламентирован порядок взаимодействия. Да, реформа. Но Росгвардия в любом случае вливается в НАК, так что взаимодействие там внутри выстроят.

А сама Российская или Национальная гвардия вообще, по вашему мнению, нужна? Ведь были же Внутренние войска, так же не подчиненные руководству МВД на местах.

Логика в этом новшестве есть. Во-первых, в большинстве стран, которые сегодня принято называть развитыми, категорически запрещается участие армии во внутренних локальных конфликтах. Незаконными формированиями во всем мире занимаются именно подразделения вроде национальной гвардии. Наши внутренние войска во многом уже автономны и самодостаточны. А то, что к ним присоединены «разрешители», лицензионно-разрешительные отделы МВД, и вневедомственная охрана - тоже понятно. Это сделано, чтобы не допускать распространения частных армий, замаскированных под те же ЧОПы.

Слияние ФСКН и полиции не приведет к изменению специфики? Ведь ОБНОНы МВД занимались немного другой стороной наркопроблемы, как раз-таки «улицей».

Ну, начнем с того, что ОБНОНов в управлениях МВД в принципе не должно было быть. Все существующие подразделения - это личная инициатива руководителей. На момент начала нашей ликвидации специалистов по наркотикам в ГУ МВД по Челябинской области было не больше 30 человек на весь регион. В основном же работали сотрудники уголовного розыска. Мне сложно сейчас говорить, какую задачу поставят моим коллегам. Ведь в президентском указе изначально прописывалась упрощенная форма перевода аттестованных сотрудников.

Мы надеялись, честно говоря, что будет создано что-то вроде транспортной полиции - специализированная, независимая структура в составе МВД. То есть просто нас передадут как есть. Для дела оно бы было эффективнее.

Ведь коль скоро две трети борьбы с организованной преступностью - это негласные методы, надо обладать соответствующими возможностями. У нас были свои секретные службы, свой спецназ, свои следователи - словом, наркоконтроль выполнял полный цикл работы. На днях были утверждены штаты подразделения в составе ГУ МВД. По сути, оно представляет из себя оперативное управление. Следователи - отдельно, секретная служба - отдельно. Командирам сложнее будет организовать на должном уровне работу, потому что надо будет преодолевать еще и внутренние барьеры, а к тем же секретчикам обращаться «в порядке живой очереди». Это не смертельно, это просто значительно сложнее, новым командирам надо будет проявить большую управленческую мудрость.

- Но ведь и раньше было какое-то межведомственное взаимодействие? Вы сотрудничали с ФСБ, с полицией.

Обязательно взаимодействовали. Например, задержания низового слоя любой орггруппы всегда лучше проводить с помощью коллег из МВД. Потому что, когда преступника берет участковый или наряд ППС, это не вызывает у верхушки ОПГ особого беспокойства, они не понимают, что стали объектом системного внимания. А вот если наркоторговцы узнают, что на них охотится ФСКН… Преступники ведь тоже знают, что мы системны, но нас мало. Много раз наши оперативники перехватывали целые архивы, базы данных, которые вели на нас разные группировки. Преступники пытались переписывать наш автотранспорт, выставлять контрнаблюдение, фотографировать наших сотрудников. Мы все-таки были ограничены в людях и средствах: доходило до того, что в межрайоных отделах сотрудники не использовали автомобили, закрепленные за ними, потому что жулики эти машины уже знали. Приходилось одалживать машины у друзей, родственников, использовать личный транспорт. Словом, в таких условиях «низовая» реализация всегда была удобнее силами МВД. Где-то нам шли навстречу, где-то не могли помочь. Сегодня у МВД появился хороший козырь: барьер между разными ведомствами убран, это плюс. Главное, чтобы не было барьеров внутри самого главка.

- Могут ли сейчас начать притеснять, зажимать ваших бывших подчиненных?

Начнем с того, что до июля не было нового штатного расписания по этому новому управлению в ГУ МВД. Вся беда в том, что ликвидировали-то нас 1 июня, а принимать на службу в полицию фактически было некуда. Генерал Сергеев (Андрей Сергеев, начальник ГУ МВД по Челябинской области - прим. ред.), по крайней мере, поступил корректно по сравнению со многими другими регионами России. Принял людей, пусть на разные должности, разного уровня, показал, что они ему нужны. И устно пообещал парням, что как только будет «штатка», они будут переведены в новое управление и займутся своим делом.

Гораздо хуже в других регионах: я созваниваюсь с коллегами и узнаю, что оперов никуда не взяли, никаких вакансий не предоставили. Они были уволены по основанию «перевод», а их никуда не приняли. По данным Общественной палаты РФ, зависло 16 тысяч человек. Сейчас эта проблема законодательно решена, идет прием сотрудников ФСКН в ГУ МВД. Фактически в ГУ МВД на Южном Урале переведены и приняты порядка 80% аттестованных сотрудников УФСКН.

- Нельзя не спросить: а сами вы не планировали продолжать работу уже в полиции?

То, что сформировано в составе главка - это, на нашем сленге, просто «служба». В УФСКН было несколько служб, вот в составе ГУ МВД создана оперативная служба по контролю за оборотом наркотиков с дополнительными штабными функциями. Потолок там - полковник, и генералу там делать нечего. Жаль, что в новой структуре почти не оказалось командиров среднего и низового звена управления ФСКН. Из моих заместителей в эту структуру попал только один. Из оперативных руководителей - только начальник Миасского межрайонного отдела перешел в полицию.

Все остальные начальники отказались от службы в органах внутренних дел, потому что им были предложены неруководящие должности или не соответствующие, на их взгляд, их компетенции.

Вот это больно, это командиры, выращенные за 13 лет, вышедшие из наркоконтроля, знающие «кухню», носители созданной в ФСКН школы. Такая ситуация, кстати, по всей стране. Но опять-таки мне грех обижаться: честно, я не знаю, как бы сам поступил на месте Сергеева.

- Ну да, принимать «варягов» или сажать на руководящие посты своих людей…

Да, это ведь вопрос и определенного доверия, и компетенции. Я сам взял бы или нет? Доверие формируется пониманием внутренней компетентности человека, и, если я не понимаю его уровень, вряд ли принял бы такого. У нас вся эта ликвидация, благодаря решениям полицейского генерала, прошла все-таки нормально, не как в большинстве своем по РФ. Да, люди в чем-то потеряли, но их все-таки взяли. Теперь у них есть возможность доказать свой профессионализм и вырасти вновь.

Евгений Юрьевич, вам не впервой переживать ликвидацию ведомства. Наркоконтроль ведь строился на базе ликвидированной налоговой полиции.

Вы правы. Но в процессе ликвидации налоговой полиции в 2003 году пострадали в первую очередь оперативники. Многие ушли тогда как раз в МВД, так что неправильно говорить, что костяк ФСКН - это налоговые полицейские. У нас в первые годы порядка 70, наверное, процентов оперативников были как раз выходцами из милиции! Тогда тыловые службы остались на своем месте, следователям, конечно, пришлось переучиваться с налогов на наркотики - столько нюансов необходимо учитывать, чтобы доказать именно организованную группу в этом сегменте преступности! А эксперты? Это по жизни люди с воспаленными глазами, на них молились и божились и оперативники, и следователи! Так вот, пострадала при переформировании налоговой полиции в ФСКН как раз оперативная составляющая: «налоговые» опера ушли в МВД, взамен пришли ребята в основном из ОБНОНов. Кстати, большинство именно обноновцев в первый же год наркоконтроль и покинули.

И новый костяк составили парни из уголовного розыска - прижились те, кто раньше занимался убийствами, угонами. ОБНОН же был ориентирован на другого рода преступления, многие просто не понимали, для чего нужны такие тонкости - длительная разработка объекта, тщательная подготовка, сбор доказательств. Нас же с самого начала сиюминутный «галочно-палочный» результат не волновал, задачей было выйти на всю цепочку, ее разобрать - и тогда уже ликвидировать.

- Сегодня противоположная ситуация: опера почти все перешли в полицию. А другие специалисты? Те же эксперты?

Экспертов всех сразу забрали, это же специалисты самого высокого уровня, их всегда остро не хватает любой службе! У нас всегда уделялось внимание именно материальной базе экспертного отдела, мы помогали и МВД, и ФСБ. Пострадали тыловики, кадровые службы. Часть следователей - у них будут проблемы с узкой специализацией, а теперь им придется расширять свой кругозор.

Вы начинали в налоговой инспекции, служили в налоговой полиции, потом - 13 лет в наркоконтроле. Наверное, сильный стресс - оказаться вдруг без погон?

Ну, хорошо, что прошел в свое время через ликвидацию налоговой полиции. Опыт психологический есть, есть «прививка». Внутренне тяжело конечно: пытаешься поддерживать боевой дух, как-то подавать пример, а сам понимаешь, что в этой ситуации даже ты ничего сделать не можешь. Там не хватает денег на ремонт, там на специзделия, здесь надо списать автомобиль… Даже мой служебный автомобиль уже года два подлежал списанию. Когда у нас принимали автопарк, комиссия удивилась: неужели на этом ездил начальник управления? Так что, когда все закончилось, стало где-то легче.

- Но получается, вы всех перевели в полицию, а сами оказались на «гражданке».

Но я ведь прекрасно понимаю, что для второго генерал-лейтенанта в ГУ МВД места нет. Андрей Федорович (Сергеев - прим. ред.) спрашивал, желаю ли я продолжить службу. Желание-то, конечно, есть! Но что мне может предложить руководство МВД? Я читал, многие СМИ обсуждали вопрос, что мне предлагал Сергеев. Но Сергеев не компетентен что-либо мне предлагать! Даже руководство МВД не компетентно. У меня была указная должность, то есть назначить меня куда-то или снять мог только президент.

Очень теоретически руководство МВД могло предложить мне работу начальником ГУ МВД, заместителем где-нибудь. Но - чисто теоретически.

Но я же ясно понимаю уровень ответственности начальника регионального управления! Огромное количество подразделений со своими задачами, со своей спецификой, со своими требованиями. Уж там-то я точно был бы максимально некомпетентен. Но в любом случае руководство министерства внутренних дел ничего мне не предлагало, и мне ничего не оставалось, как уходить на пенсию.

- Вы, наверное, уходили на пенсию не в «никуда», вели какие-то переговоры?

Можно верить, можно нет, но я до последнего занимался трудоустройством своих сотрудников. Я исходил из позиции очень простой: если командир побежит вести переговоры о своей судьбе, это приведет только к панике. Поэтому я не бегал по кабинетам и никого не просил, не ходил к Борису Александровичу (Дубровскому, губернатору Челябинской области - прим. ред.). Я просто нескромно верил в свою компетенцию. Жизнь показывает, что такая позиция оправдана. Часть людей пристроены, я теперь тоже.

- Как-то официально прощались?

31 мая мы с руководителями вскладчину устроили прощание в одном ресторанчике. Никаких бюджетных денег, все из своего кармана. Мне понравилось, что все договорились: не давать никаких оценок ситуации. А атмосфера у нас всегда была рабочая. Мы сделали на свои деньги памятные буклеты с историей управления, заказали их в типографии, обменялись контактами.

Вы вторую неделю - советник губернатора. Чем будете заниматься в этой должности? Все-таки гражданская служба, приказы, как в армии, раздавать нельзя.

Так и приказывать особо некому. Я пока только размыто могу обозначить: рутинно-административная работа с элементами режимной деятельности, что не позволяет её публично конкретизировать. Фактически выступаю экспертом вместе с группой не подчиненных мне лиц в определенных сферах управленческой деятельности.

Если навскидку - вам нужно работать с теми же коллегами. Полиция, МЧС, управление по взаимодействию с силовиками…

Мне как советнику нужно будет, думаю, контактировать со всеми должностными лицами, не только силового блока. С главами муниципальных образований, например. Мы ведь и в наркоконтроле работали не только с силовиками! Антинаркотическая пропаганда - здесь и образование, и здравоохранение, и спортсмены, и культура…

Я просто пока не могу конкретизировать. Но сами знаете, у нас в стране много принимается качественных решений. А вот их исполнение - хромает. И вот нужно сделать так, чтобы каждый понимал: и за хорошее, и за плохое воздается, и в управленческой среде тоже. Нужно, чтобы от команды до реагирования на нее проходило как можно меньшее времени.

- Возникает ассоциация, что чиновники будут скоро пугать друг друга: «К нам едет ревизор губернатора!»

Нет, я же говорил: я не буду никем командовать. Моя задача способствовать повышению эффективности работы в определенных сферах управленческой деятельности региональной исполнительной власти. Я скромный советник, у меня зарплата сейчас меньше, чем пенсия, а генеральская пенсия - чуть больше 50 тыс. рублей.

Если резюмировать: работа ваших коллег в новом ведомстве будет более эффективной? Или полагаете, что сможете сказать: «А мы сделали бы лучше!»?

Я должен быть политкорректным. Я понимаю, что сейчас пойдет неизбежный и болезненный процесс притирок. Хочется, чтобы все было хорошо, хочется, чтобы работали эффективно. Я всегда открыт для общения, как и каждый из командиров. Главное, чтобы как можно быстрее прошла адаптация. А для этого нужно, чтобы как можно конкретнее были бы сформулированы цели и задачи. Не хочу делать прогнозов, не хочу никого обвинять, я вообще этого не имею права высказывать даже в кругу семьи.

- Кстати, а как пережила уход на пенсию ваша семья?

Понимаете, двояко. Во-первых, внутреннее облегчение у супруги. У меня приближался процесс ротации, меня пора было куда-то посылать служить в другое место. Я в любом случае крайний год служил в Челябинской области в качестве руководителя УФСКН. А переезд, согласитесь, для семьи всегда большой стресс. Здесь знакомые, друзья. могилы родителей. Во-вторых, меня стали чаще видеть дома из-за вынужденного отпуска и времени, когда чуть-чуть побыл просто пенсионером. С другой стороны, в финансовом плане, конечно, стало сложнее, но это не главное в жизни. Мою мудрую жену больше волновало, как мы куда-то уедем, дети маленькие, как они устроятся. А сейчас она немного успокоилась: муж - работающий пенсионер, и мы никуда не собираемся уезжать (смеётся ).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О мероприятиях во исполнение ]


Документ с изменениями, внесенными:
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" :

1. Отнести к ведению МВД России организации, находившиеся в ведении ФСКН России, по перечню согласно приложению.

2. Утвердить председателем ликвидационной комиссии ФСКН России Яковлева С.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 года N 1491-р .

3. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы (далее - ликвидационные мероприятия), по 31 декабря 2016 года включительно.
____________________________________________________________________
Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН России, установленный настоящим распоряжением, продлен до 1 октября 2017 года - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 1412-р).
____________________________________________________________________

4. Председателю ликвидационной комиссии:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии ФСКН России (предусмотрев включение в него представителей Минфина России, Росархива, Росимущества и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), а также председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России;

б) утвердить в 14-дневный срок по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемой ФСКН России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение ее деятельности;

в) провести в 2-месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования, и определить совместно с МВД России и Росимуществом перечень имущества для передачи его МВД России;

г) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФСКН России из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

д) представить по 31 декабря 2016 года включительно в Казначейство России утвержденный ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;

е) принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России.

5. Минфину России предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

6. МВД России осуществить материально-техническое, медицинское и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФСКН России.

7. Росимуществу оформить до 29 декабря 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за МВД России имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение. Перечень организаций, отнесенных к ведению МВД России, находившихся в ведении ФСКН России

Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2016 года N 1026-р

1. Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Центральная поликлиника", г.Москва

2. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий "Подмосковье", пос.Горбово, Московская область

3. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Космонавт", г.Красноармейск, Московская область

4. Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Москва

5. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Прибой", пос.Джубга, Краснодарский край

6. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Неринга", г.Зеленоградск, Калининградская область

7. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс", г.Сочи-45, Краснодарский край

8. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", пос.Мурино, Ленинградская область

9. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Хабаровск

10. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Красноярск



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

gastroguru © 2017