Сертификация работников образования. Сертификация профессиональной подготовки педагога Заявление на аттестацию воспитателя

Как и когда будет происходить сертификация педагогов, ее цель, преимущества и последствия? Что известно на данный момент из доступных официальных источников? Об этом узнавал EtCetera.

ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАЦИЯ?
Согласно статье 51 Закона «Об образовании», сертификация педагогических работников – это внешнее оценивание профессиональных компетентностей педагога (в том числе по педагогике и психологии, практических умениях применения современных методов и технологий обучения), которое осуществляется путем независимого тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы.

КОГДА НАЧНУТ СЕРТИФИЦИРОВАТЬ?
В заключительных и переходных положениях Закона «Об образовании» указано, что сертификация для учителей ожидается с 2019 года. К концу 2018 Правительство долино унормировать порядок сертификации.

В ЧЕМ ЦЕЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ?
Целью сертификации является повышение престижности педагогического труда и стимулирования педагогических работников к личностному и профессиональному росту.

КАК ПРОВОДИТЬ СЕРТИФИКАЦИИ?

1 Тестирование профессиональных знаний и компетенций (проводит специально уполномоченное государственное учреждение).

2 Мониторинг работы учителя – практических умений применения современных методов и технологий обучения, изучения практического опыта учителя (проводит Государственная служба качества образования).

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ПРОХОЖДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ?
Право на прохождение сертификации имеют педагогические работники, которые:

— работают не менее трех лет в учреждениях образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования;

— осуществляют преподавательскую деятельность и/или имеют педагогическую нагрузку.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПРОЙТИ СЕРТИФИКАЦИЮ?
Педагогические работники, которые получат сертификаты, будут иметь право:

— на ежемесячную 20% -ную доплату к должностному окладу (ставке заработной платы), пропорционально объему педагогической нагрузки в течение 3 лет (именно столько действует сертификат);

— внедрять и распространять методики компетентностного обучения и новые образовательные технологии;

— участвовать в процедурах и мероприятиях, связанных с обеспечением качества и внедрением инноваций, педагогических новаций и технологий в системе образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
В случае успешного прохождения сертификации педагогическому работнику:

— не нужно будет проходить аттестацию;

Если педработник не получит сертификат, право пройти сертификацию повторно он получит не раньше, чем через год.

ЗА СЕРТИФИКАЦИЮ НАДО ПЛАТИТЬ?
Бесплатная сертификация будет осуществляться раз в три года .

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Г. П. Вдовина, методист

В условиях развития системы добровольной сертификации в различных сферах деятельности, наряду с сертификацией продукции и системы менеджмента качества, особую значимость приобретает процедура сертификация персонала, так как человек становиться наиболее ценным ресурсом конкурентоспособности как отдельно взятой организации, так и страны в целом. В настоящее время и государство, и работодатели, и работники всех уровней заинтересованы в процедуре сертификации кадров. Каждый работающий человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять имеющиеся собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и повышение уровня социальной защищенности.

Сертификация - это процедура, в ходе которой компетентным органом подтверждается уровень компетенции и квалификации работника. Основу процедуры сертификации составляет профессиональный стандарт, в котором содержатся квалификационные требования к знаниям, умениям, навыкам по виду профессиональной деятельности специалиста, а также уровню его образования и профессиональной подготовки.

В 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 были внесены изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившие понятия квалификации и профессионального стандарта, на которых базируется сертификация.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация - демонстрация личных качеств, образования, подготовки и опыта работы.

Целью добровольной сертификации в образовательной сфере является обеспечение вы-

Н. В. Зениткина Г. П. Вдовина

сокого качества образования через создание процедуры независимой оценки руководящих и педагогических работников, направленной на стимулирование их профессионального развития (самореализацию в деятельности).

Основные задачи, решаемые в ходе процедуры добровольной сертификации:

Периодическая проверка профессиональной квалификации на соответствие принятым критериям;

Подтверждение профессионального и социального статуса педагога, уровня его квалификации в определенной области;

Стимулирование профессионального развития педагогических работников, создание системы морального и материального стимулирования в соответствии с существующей системой оплаты труда;

Использование сертификации как средства повышения эффективности управления в образовании: отбор участников профессиональных конкурсов, формирование резерва на должности руководителей образовательных организаций.

В сертификации могут принимать участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций (независимо от их организационно-правовой формы). Претенденты на прохождение сертификации должны пройти аттестацию, иметь высшее образование и стаж

работы не менее трех лет, а также качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности и иметь определенные профессиональные достижения.

Добровольная сертификация руководителей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области началась 01.09.2014, а педагогических работников - 01.01.2015. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2014 № 815 были утверждены подготовленные изменения и дополнения в разработанное ранее Положение о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области, в соответствии с которыми научно-методическое, информационное и организационно-техническое сопровождение процедуры сертификации работников образовательных организаций среднего профессионального образования, подготовку информационно-аналитических материалов для сертификационной комиссии департамента образования и науки Кемеровской области обеспечивает ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (лаборатория аттестации педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования, сейчас - лаборатория аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций).

В процессе подготовки к проведению указанной процедуры ГБУ ДПО «КРИРПО» были разработаны и утверждены правила прохождения компьютерного тестирования, памятка испытуемому по работе с системой Sunrav WebClass. Лаборатория совместно с кафедрами менеджмента и экономики, педагогики и психологии профессионального образования подготовила тестовый материал для проведения компьютерного тестирования для каждой категории работников.

Для руководителей и специалистов методических служб профессиональных образовательных организаций в сентябре 2014 г. был проведен обучающий семинар по процедуре добровольной сертификации, на котором участники получили необходимые методические рекомендации по подготовке к сертификации, порядку ее проведения и оформления установленных документов. В целях подготовки экспертов для участия в сертификационной комиссии в октябре 2014 г. организовано и проведено обучение 29 человек по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тео-

рия и методика педагогической экспертизы деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования и мониторинга государственных образовательных стандартов». В ходе курсовых подготовок в октябре 2014 г. для руководителей и педагогов проведено пробное тестирование с целью апробирования и доработки тестового материала.

Сертификация в форме компьютерного тестирования проводится по следующим разделам:

для руководящих работников:

Нормативно-правовые основы управленческой деятельности; теория и практика педагогического менеджмента; управление качеством образования; психология управления; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность; организация дополнительного образования; делопроизводство в образовательной организации; результативность управленческой деятельности.

для педагогических работников:

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности; психолого-педагогические аспекты образовательной сферы; теория и практика преподаваемого предмета, образовательной области (предметная компетентность, владение современными педагогическими технологиями, средствами и методами), обеспечение качества образования; взаимодействие с субъектами социума и социально-педагогическая деятельность, работа с родителями.

В настоящее время в процедуре добровольной сертификации приняли участие все профессиональные образовательные организации Кемеровской области.

С 01.09.2014 по 31.12.2015 руководящие работники подали 268 заявлений на прохождение добровольной сертификации, педагогические - 1202. Не явились на компьютерное тестирование по уважительной причине за весь обозначенный период 32 человека. Успешно прошли компьютерное тестирование и получили сертификаты об уровне профессиональной компетентности 1494 человека, в том числе 263 сертификата о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество руководящей деятельности, 1041 сертификат о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество педагогической деятельности. Не справились с заданиями компьютерного тестирования и, следовательно, не прошли процедуру добро-

вольной сертификации 34 человека из числа педагогических работников.

Следует отметить, что руководство многих профессиональных организаций Кемеровской области ответственно и серьезно подходит к процедуре добровольной сертификации своих педагогов. Результатом становится высокое качество представляемых материалов и высокий уровень выполнения тестовых заданий. К таким образовательным организациям можно отнести ГПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (С. Н. Нифонтов); ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум» (В. В. Окружнов); ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум» (А. А. Косенков); ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» (Т. А. Кучерявен-ко); ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» (Е. П. Корнеев).

Грамотное методическое сопровождение процесса подготовки к процедуре добровольной сертификации отличает таких заместителей директора и методистов, как Е. А. Равков-ская (ГПОУ «Березовский политехнический техникум); Т. В. Сасина (ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»); М. Н. Савоськина (ГПОУ «Сибирский политехнический техникум»; Н. Л. Лабунская (ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.»); Н. П. Сурикова (ГПОУ «Прокопьев-ский электромашиностроительный техникум»); Н. В. Клагиш (ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум»).

Есть ли проблемы на сегодняшний день при проведении процедуры добровольной сертификации? Конечно. И связаны они в основном с содержанием и оформлением представляемых профессиональными образовательными организациями документов. В целях предотвращения ряда типичных ошибок, допускаемых при подготовке документов на добровольную сертификацию, считаем необходимым дать отдельные разъяснения и обратить внимание на необходимость следования образцам, представленным на странице лаборатории аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО».

Заявка на процедуру добровольной сертификации

Подается на бланке образовательной организации до 5 числа каждого месяца учебного года;

Список работников составляется в алфавитном порядке;

В графе «Стаж» для педагогических работников указывается только педагогический стаж, для руководящих - управленческий, так как к сертификации допускаются руководящие и педагогические работники, у которых стаж работы полных три года управленческой (педагогической) деятельности;

В графе «Результаты аттестации» указывается первая, высшая категории или соответствие занимаемой должности (сзд). Если срок действия аттестации заканчивается и документы поданы в ГУ «Областной центр мониторинга качества образования» (г. Кемерово, ул. Красная, 23), то в этой графе указывается регистрационный номер заявления и дата регистрации заявления (например: первая, № 4322 от 22.05.2015).

Копия аттестационного листа для преподавателей, мастеров производственного обучения и других категорий педагогических работников (даже если окончился срок действия) обязательно вкладывается в пакет документов.

В правой верхней части заявления указывается должность педагогического работника (преподаватель, социальный педагог...) в соответствии с Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; в конце заявления обязательно ставится дата и подпись.

Ходатайство на руководителя образовательной организации подписывается начальником управления среднего профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области, на педагогических работников - директором образовательной организации и представителем коллегиального органа управления образовательной организации (председателем профсоюзного комитета, или попечительского совета, или совета трудового коллектива).

Если фамилия в дипломе отличается от фамилии во всех остальных документах, обязательно прилагается копия свидетельства о заключении или расторжении брака.

Копия трудовой книжки делается полностью и заверяется штампом «Копия верна». На последней странице синей пастой от руки должна быть запись начальника отдела кадров (либо иного уполномоченного лица) «Продолжает работать по настоящее время».

Копии документов должны быть на чистых листах.

Документы подаются в папке-скоросшивателе, где первой страницей является титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации в соответствии с уставом.

Процедуру сертификации можно проходить неограниченное количество раз, так как сертификат выдается сроком на два года. Педагоги часто спрашивают: «Что дает процедура добровольной сертификации?» Наличие сертификата, во-первых, позволяет руководящим и педагогическим работникам реализовать свои права на повышение оплаты труда, получение стимулирующих надбавок, во-вторых, является положительным фактором при прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории, в-третьих, является одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации и ее рейтинга.

Нет сомнений в том, что сертификация не утратит своей актуальности и в дальней-

шем, будут совершенствоваться технологии ее проведения. Более того, в 2015 году Кузбасская торгово-промышленная палата по соглашению с департаментом образования и науки приступила к формированию региональной системы добровольной сертификации профессиональных квалификаций, представляющей собой процедуру оценивания соответствия профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций, закрепленных в профессиональных стандартах, которая завершается выдачей регионального сертификата. Со временем такой сертификат должен стать допуском к выполнению профессиональных функций. Для выпускников будет престижно и значимо наличие не только диплома об уровне профессионального образования, но и регионального сертификата. Поэтому для каждого руководящего и педагогического работника образовательной организации СПО задачей на перспективу должно быть обязательное прохождение процедуры добровольной сертификации.

Наше тестирование учителей, педагогов и работников образовательных организаций разработано, опираясь на многолетний опыт в проведении сертификаций педагогов различных направлений. Мы учли все пожелания наших клиентов:

- все сертификации разработаны по актуальным вопросам в образовании;
- интуитивно понятный интерфейс взаимодействия с сайтом;
- подтверждающие документы выдаются СРАЗУ в день обращения!

Стоимость сертификата составляет всего 85 рублей . Документы выдаются СРАЗУ после внесения личных данных педагога в интерактивную форму.

Сертификация педагогов – удаленный способ подтверждения компетентности в определенном направлении деятельности в ходе проведения независимой экспертизы знаний и навыков с последующей выдачей подтверждающих документов. Проверка навыков в ходе тестирования педагогов проводится в ритмическом последовательном ключе, охватывая актуальные области педагогических практик.

Как участвовать в сертификации педагогов?

Сертификация педагогов является дистанционным способом тестирования учителей, воспитателей, преподавателей, не требующая значительных временных и финансовых затрат. Участие в сертификациях педагогов, организованных НМП Методичка.орг, абсолютно добровольный выбор педагога. Проект не несет ответственности за полученные итоговые результаты. Количество попыток прохождения одной сертификации неограниченно, но не чаще 1 раза в сутки.

После выбора сертификации педагогу предлагается пройти проверку знаний в ходе ответа на тестовые задания в открытой. Итоговый результат успешности прохождения сертификации педагог может узнать сразу после завершения тестирования. В зависимости от набранных баллов будет предложено либо получить подтверждающий документ об участии в сертификации педагогов, либо освежить в памяти собственные знания и попробовать свои силы в тестировании педагогов в следующий раз.

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

2018-03-02T16:22:51+03:00

Сертификация работников образования

Сертификация работников образования – процесс проверки профессионального уровня компетенций педагогов, которые проходят дистанционную проверку тестированием и получают специальный документ, доказывающий их уровень образования и профессиональную подготовку. Данная процедура рассматривается как официальное подтверждение навыков и квалификации.

Какова процедура получения сертификата?

Сертификация педагогов – удобный и не затратный процесс в плане финансов и времени. Педагогам достаточно просто подать заявку на получение сертификата дополнительного образования и после этого начнется сам процесс сертифицирования. Обычно таковым является всего лишь удаленное тестирование, которое имеет в себе ряд вопросов с несколькими вариантами ответов. После прохождения тестирования результаты отправляются на согласование и принимается решение о выдаче документа. Правда, несмотря на то, что сама процедура не такая сложная, к ней нужно хорошо подготовиться: собрать все документы, проверить соответствие основным требованиям и т.д.

Порядок сертификации педагогов и учителей

Обучение с выдачей сертификата может происходить только в определенном порядке и после полного утверждения соответствия требованиям:

  1. К сертификации работников образования допускаются только педагоги с дипломом высшего профессионального образования государственного образца.
  2. Имеется стаж 3 или более лет.
  3. Нахождение на соответствующей должности либо наличие первой или высшей категории.
  4. Нет проблем с выполнением должностных обязанностей, которые должны исполнятся в полном объеме.
  5. Имеется подтверждение эффективной работы со стороны руководителя организации, либо со стороны общественности (таковыми могут быть представители органов местного самоуправления, либо могут выступать родители).



После того, как требования удовлетворены, начинается процесс получения доступа к процедуре:

  1. Подается совместная заявка на сертификацию работников образования, которая включает заявление со стороны руководителя и органа местного самоуправления. Также к нему прилагается весь пакет необходимых документов со стороны заявителя.
  2. На протяжении двух недель комиссия рассматривает все предоставленные данные и принимает решение.
  3. Если за этим следует положительное решение, то начинается тестирование, которое затрагивает аспекты теории и практики педагогической деятельности, рассматриваются методы и средства, затрагивается психолого-педагогическое направление и т.д. (обычно общая сумма вопросов достигает показателя в 100 штук).
  4. Для успешного прохождения требуется выполнить задание на 80%.
  5. Сами результаты размещаются на сайте органа, проводящего сертифицирование.
  6. В случае неблагоприятного результата возможно проведение повторного тестирования в течении этого же года при повторном предоставлении всех необходимых документов.

Предусматривается возможность подачи апелляции в следующих ситуациях:

  1. Педагог получил отрицательное решение в приемке документов для обучения с выдачей сертификата.
  2. Получен отказ в предоставлении сертификата в случае положительного результата прохождения испытания.
  3. Можно заявить о своем несогласии с итогами тестирования (такое возможно только в случае прохождения на 75%).
  4. Необоснованное прекращение действия полученного сертификата.

Что касается законодательного регулирования, то данный процесс опирается на приказ (с приложениями) департамента образования и науки того региона, где специалист проходит сертификацию. Указанный приказ основывается 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Именно в приказе прописывается решение о сертификации работников образования, их правах, возможностях, процедуре сертификации и т.д.

gastroguru © 2017