Если того требуют наилучшие интересы ребенка. Принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка

Ключевые слова

НАИЛУЧШИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РЕФОРМА / ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА / ИЗЪЯТИЕ РЕБЕНКА / ПРАВА РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / BEST INTERESTS OF THE CHILD / ACCOUNTABILITY FOR THE INTEREST OF THE CHILD (CHILD-SENSITIVE) / RUSSIAN FAMILY LAW / FAMILY POLICY / FOUNDATIONS OF RUSSIAN FAMILY LAW / INTERNATIONAL LAW / REFORM / TAKING CHILDREN AWAY FROM PARENTS / RIGHTS OF THE CHILD / FAMILY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кравчук Наталья Вячеславовна

В статье рассматривается содержание концепции «интересы ребенка» как она понимается в российском и международном праве . Отмечается, что в то время как российские ученые определяют содержание концепции, западные авторы, исходя из презумпции отсутствия необходимости закрепления исчерпывающего содержания концепции, анализируют практику ее применения, а именно то, какие действия властей будут являться соблюдением или нарушением интересов ребенка. Анализируется вес, придаваемый интересам ребенка, при установлении баланса между различными правами и интересами. В то время как в международном праве наилучшие интересы ребенка оцениваются и принимаются во внимание в качестве первоочередного и главенствующего соображения, в российском семейном праве приоритет имеют интересы семьи как единого организма. Автор приходит к выводу о том, что внесение наилучших интересов ребенка в число принципов семейного законодательства будет содействовать сокращению количества необоснованных изъятий детей из семьи , что отвечает целям реформы семейного законодательства.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кравчук Наталья Вячеславовна

  • 2017. 02. 017. Туркович К. , Гргич А. Наилучшие интересы ребенка в контексте статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Turković K. , grgić A. best interests of the child in the context of article 8 of the ECHR // Melanges en l’honneur de: Essays in honour of Dean Spielmann. - Oisterwijk: Wolf legal Publishers, 2015. - p. 445-455

    2017 / Кравчук Н.В.
  • 2017. 02. 016. Левушкин А. Н. Брачный договор в Российской Федерации, других государствах - участниках Содружества независимых государств и Балтии. - М. : Юстицинформ, 2016. - 208 с

    2017 / Крысанова Н.В.
  • Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка и границы его признания зарубежными государствами

    2017 / Старовойтова Кристина Владимировна
  • Наилучшие интересы ребенка и защита его частной жизни в Интернете

    2018 / Кравчук Наталья Вячеславовна
  • 2017 / Бондаренко Ольга Анатольевна
  • Совместная физическая опека или определение места жительства ребенка на паритетной основе?

    2018 / Зыков С.В.
  • Международно-правовые стандарты защиты прав ребенка в межкультурном браке (опыт Совета Европы)

    2016 / Риэккинен Мария Александровна, Плужник Ирина Ленаровна
  • Особенности реализации и защиты некоторых прав ребенка по семейному законодательству Российской Федерации и законодательству содружества независимых государств

    2018 / Летова Наталья Валерьевна
  • 2017.03.033. СОКОЛОВСКИЙ К.П. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА. SOKOLOWSKI K.P. WSPOLNE РROBLEMY МIEDZYNARODOWEGO PRAWA RODZINNEGO // PAńSTWO I PRAWO. - W-WA, 2016. - N 2. - С. 119-120

    2017 / Рёрихт А.А.
  • Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики

    2019 / Летова Наталия Валериевна

The Best Interests of the Child: The Content of the Concept and its Place in Russian Family Law

The article deals with the content of the concept "the interests of the child" as it is understood in Russian and international law . It is noted that, while Russian scholars define the content of the concept, the western authors, acting within the framework of the presumption that there is no need to maintain the exhaustive content of the concept, examine the practice of its application, namely, which acts undertaken by state authorities amount to respect of the interests of the child and which ones result in their violation. The author analyses the weight given to the interests of the child in balancing various rights and interests. Whereas in international law the best interests of the child are assessed and taken into account as a priority and overriding consideration, in Russian family law the priority is given to the interests of the family as a union. The author concludes that including the "best interests of the child " into the principles of family law will help to reduce the number of cases when children are unreasonably taken from the family , which is in line with the objectives of the family law reform .

Текст научной работы на тему «Наилучшие интересы ребенка: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России»

Н. В. Кравчук*

Наилучшие интересы ребенка: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России

Аннотация. В статье рассматривается содержание концепции «интересы ребенка» - как она понимается в российском и международном праве. Отмечается, что в то время как российские ученые определяют содержание концепции, западные авторы, исходя из презумпции отсутствия необходимости закрепления исчерпывающего содержания концепции, анализируют практику ее применения, а именно то, какие действия властей будут являться соблюдением или нарушением интересов ребенка. Анализируется вес, придаваемый интересам ребенка, при установлении баланса между различными правами и интересами. В то время как в международном праве наилучшие интересы ребенка оцениваются и принимаются во внимание в качестве первоочередного и главенствующего соображения, в российском семейном праве приоритет имеют интересы семьи как единого организма. Автор приходит к выводу о том, что внесение наилучших интересов ребенка в число принципов семейного законодательства будет содействовать сокращению количества необоснованных изъятий детей из семьи, что отвечает целям реформы семейного законодательства.

Ключевые слова: наилучшие интересы ребенка, учет интересов ребенка, семейное законодательство России, семейная политика, основы семейного законодательства России, международное право, реформа, отобрание ребенка, изъятие ребенка, права ребенка, семья.

001: 10.17803/1994-1471.2017.78.5.097-103

Интересы ребенка - одна из важнейших категорий семейного права и по праву пользуется повышенным вниманием ученых и практиков. Ей уделяется внимание и в контексте текущей реформы семейного законодательства, в частности вопросов, связанных с изъятием детей из семьи, где они воспитываются. Казалось бы, российское законодательство закрепляет необходимость учета интересов ребенка судом при принятии решения об отобрании ребенка у родителей (п. 1 ст. 73 Семейного кодекса РФ). Однако дела, связанные с непропорциональным применением

такой меры, как отобрание детей, встречаются с завидной регулярностью. Это связано, во-первых, с тем, что отсутствует единый подход к толкованию «интересов ребенка», что принято объяснять отсутствием в законе определения этого понятия, а во-вторых, с тем, что оно не занимает в российском праве место, принадлежащее ему по праву - место принципа семейного права, одной из его основ.

Что такое «интересы ребенка»? Подход российских ученых к содержанию рассматриваемого понятия в целом един. Ю. Ф. Беспалов видит интересы ребенка в создании условий,

© Кравчук Н. В., 2017

* Кравчук Наталья Вячеславовна, кандидат юридических наук, научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН; доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия; член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [email protected]

117292, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 15

необходимых для его содержания и благополучного развития1.Именно термин «развитие» составляет основу определения понятия «интересы ребенка» с точки зрения А. М. Нечаевой, которая пишет, что он относится к числу сложных за счет многообразия его признаков. Оценка интересов ребенка с точки зрения его развития (нравственного, духовного, физического) служит первым шагом в определении его истинных интересов как развивающейся личности2 .

О. Г. Миролюбова предлагает определить «интересы ребенка» как охраняемые законом потребности ребенка в материальных или духовных благах, обеспечивающих его гармоничное личностное развитие, либо (в зависимости от степени осознания) стремление к достижению этих благ, служащее регулятором деятельности ребенка, его родителей, законных представителей, иных субъектов, уполномоченных государственных органов, а также критерием осуществления и защиты прав3. Ссылка Миро-любовой на мнение ребенка, учет которого необходим для определения интересов ребенка, важна.

Несмотря на дискуссионность многих вопросов в этой области, таких как, например, необходимость двойного критерия при учете мнения ребенка, признание выявления мнения ребенка в качестве неотъемлемой части процесса определения его интересов является подтверждением признания его субъектности и соответствует духу современных стандартов права в этой области. Однако определение интересов ребенка как охраняемых законом потребностей ребенка в благах, обеспечивающих его гармоничное личностное развитие или стремление к их достижению, вызывает вопрос о потребностях ребенка, не охраняемых законом (речь идет в первую очередь о законе РФ).

Возьмем несопровождаемых и разлученных с родителями детей. К сожалению, российское законодательство не выделяет эту категорию детей, в качестве требующей дополнительных гарантий защиты, которыми ее наделяет международное право4. Означает ли это, что поиск членов семьи ребенка, как этого требует международное право, будет не в его интересах? Очевидно, это не так. Более того, меры по устройству такого ребенка, принятые без учета возможности его передачи родственникам, будут нарушением его прав и интересов. А значит, и критерий охраняемости интересов законом, исправно применяемый на практике государственными органами, уполномоченными на защиту интересов детей, скорее, препятствует в определении истинных интересов ребенка, нежели дополняет определение этой категории.

Сходный вопрос возникает и применительно к ограничению интересов ребенка благами, обеспечивающими его гармоничное личностное развитие. Означает ли это, что у ребенка не может быть интересов, не связанных с его развитием? Ответ на этот вопрос укладывается в традиционную презумпцию того, что ребенок в первую очередь должен быть сыт и здоров, а не счастлив, нашедшую отражение в практике судов, определявших место жительства ребенка с тем родителем, у которого стабильная заработная плата и возможность предоставить ребенку отдельную комнату.

Определение содержания понятия «интересы ребенка» осложняется еще и тем, что это межотраслевое понятие. К его толкованию и применению имеют отношение специалисты из разных сфер жизни. Как отмечает О. Ю. Ильина, разноотраслевой подход к исследованию того или иного вопроса обусловливает и различное смысловое наполнение рассматриваемого по-нятия5. Необходимость привести различные

2 Нечаева А. М. Защита интересов ребенка в многодетной семье // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С. 62.

3 Миролюбова О. Г. О семейно-правовом понятии «интересы ребенка»// Вестник ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 4/1. С. 57-58.

4 Kravchuk N. Re-defining unaccompanied and separated children in Russia // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2016. № 2. P. 41.

5 Ильина О. Ю. Понятие и иерархия интересов в семье и семейных правоотношениях // Проблема гармонизации частных и публичных интересов в семейном праве Российской Федерации. М., 2015. С. 53.

органы, принимающие участие в работе с детьми к единому пониманию интересов ребенка, породило идею предусмотреть в семейном законодательстве определение понятия, закрепив перечень факторов, который должен приниматься во внимание при их оценке. Такой подход представляется ошибочным. Не случайно это не было сделано при разработке текста Конвенции ООН о правах ребенка.

Избежать обращения к международному праву, говоря об интересах ребенка, невозможно, ведь оно, примиряя правовые традиции различных стран, устанавливает единые минимальные стандарты защиты прав и интересов ребенка. Ими руководствуются современные российские и зарубежные ученые в своих научных изысканиях. В первую очередь речь идет именно о Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 г.6 Однако «интересы ребенка» фигурируют и в Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, созданной в 1980 г.7, применение которой также много дало пониманию содержания рассматриваемой нами концепции8. В ее преамбуле подчеркивается, что «интересы детей являются вопросом первостепенного значения, что касается опеки над ними».

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Таким образом, понимание интересов ребенка как сложного понятия,

выходящего за рамки семьи и отдельной отрасли права, регулирующей семейные правоотношения, присутствует и на международном уровне. Здесь интересы ребенка распространяются на все действия и решения государства, которые потенциально могут сказаться на нем.

Цель учета интересов ребенка - обеспечить физическую, психологическую, моральную и духовную целостность и неприкосновенность ребенка и содействовать утверждению его человеческого достоинства. Каково именно содержание «интересов ребенка» Конвенция не расшифровывает. Нет исчерпывающего описания содержания интересов ребенка и в документах Комитета по правам ребенка ООН9 (КПР), систематизировавшего глобальное применение этой категории. Его «Замечание общего порядка № 14 (2013) о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (п. 1 ст. 3)»10 (далее - Замечание) применяет эту концепцию в качестве развивающейся, что означает «проведение оценки сообразно конкретному контексту» (п. 1 Замечания).

Из-за отсутствия точного определения концепция неоднократно подвергалась критике как неясная и неопределенная, как некий субъективный стандарт, подверженный бесконечному количеству трактовок и не свободный от злоупотребления и идеологической эксплу-атации11. В то же время, как отметил Фриман, интересно не только то, что Конвенция говорит, но так же и то, о чем она умалчивает12. Отсутствие списка факторов, которые должны приниматься во внимание для установления и оценки интересов ребенка, не случайно. Оно указывает на необходимость их установления

6 Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

7 СЗ РФ. 2011. № 51. Ст. 7452.

8 Silvis J. Prevention of child abduction // Melanges en l"honneur de/Essays in honour of Dean Spielmann. Oisterwijk, 2015. P. 604.

9 Орган, действующий во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка.

10 Замечание общего порядка № 14 (2013) о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов. 29 мая 2013. CRC /C/GC/14 // URL: http://www.refworld.org. ru/docid/528b2c874.html (дата обращения: 22.03.2016).

11 Turkovic K., GrgicA. Best interests of the child in the context of article 8 of the ECHR // Melanges en l"honneur de/essays in honour of Dean Spielmann. Oisterwijk, 2015. P. 629 ; Artis J.E. Judging the best interests of the child. Judges"accounts of the tender years doctrine // Law and Society review. 2004. Vol. 38.№ 4. P. 775.

12 Freeman M. Article 3. The Best interests of the Child. Leiden, 2007. P. 2.

применительно к каждому ребенку, а также на нежелание как-либо ограничивать толкование этого понятия. Эта позиция разделяется не только КПР. Интересно, что это понимание присутствовало и в России, причем задолго до появления Конвенции ООН о правах ребенка. Так, в российском документе XIX в., регулирующем эти вопросы, было закреплено, что «только после добросовестного исследования в каждом данном случае всей внутренней обстановки и жизни семьи означенный вопрос может подлежать правильному и отвечающему интересам детей разрешению» (Свод законов Российской империи, т. X, ч. I)13 .

Характеризуя зарубежные научные исследования в этой области, можно сказать, что они посвящены не тому, что такое «интересы ребенка», а тому, что в «интересах ребенка». Исходя из презумпции отсутствия необходимости закрепления исчерпывающего содержания концепции, ученые анализируют практику ее применения, а именно то, какие действия властей будут являться соблюдением или нарушением интересов ребенка14

Место «интересов ребенка» в семейном законодательстве. Конвенция о правах ребенка ООН основана на идее необходимости особой защиты ребенка15. Помимо ряда разнообразных прав ребенка, она закрепляет несколько принципов, которые применяются при толковании любого положения Конвенции. Необходимость учета «наилучших интересов ребенка» - один из них.

Комитет по правам ребенка, признавая первостепенную важность этого положения, посвятил этому принципу вышеупомянутые

Замечания общего порядка16. Этот документ закрепляет положение о том, что наилучшие интересы ребенка должны оцениваться и приниматься во внимание в качестве первоочередного соображения при принятии в его отношении любых действий или решений как в государственной, так и в частной сфере. Иными словами, интересы ребенка - это система координат, и в ее рамках должна рассматриваться ситуация, в которой находится ребенок, и действия, которые должны предпринимать окружающие его люди и уполномоченные органы. При этом интересы ребенка главенствуют при возникновении конфликта его и каких-либо иных интересов.

Совершенно другое положение занимают интересы ребенка в российском законодательстве. Учет интересов ребенка отсутствует среди основ семейного законодательства. Неприемлемость приоритета интересов ребенка обоснована и на теоретическом уровне. О. Ю. Ильина отмечает, что анализ ст. 7 СК РФ (Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей) позволяет сделать вывод о том, что приоритет частных интересов отдельных членов семьи исключен. Она указывает, что цель государственного регулирования отношений между членами семьи - обеспечение интересов семьи как единого организма17. При этом интересы семьи представляют собой совокупность интересов всех ее членов, специфика интересов семьи обусловлена индивидуальностью интересов каждого из членов семьи18. Несмотря на то, что Ильина отмечает возможность противоречий интересов разных членов семьи19, она все же

13 Нечаева А. М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних: монография. М., 2016. С. 43.

14 См. например: Artis J. E. Op. cit. P. 769-806. ; Tanguay M.P. The critical power of semiotics of law// International journal for the semiotics of law. 2010. Vol. 23. № 1. P.23-26 ; Lundberg A. The best interests of the child principle in Swedish asylum cases: the marginalization of children"s rights// Journal of human rights practice. 2011. Vol.3. № 1. P. 49-70. ; Silvis J. Op. cit. P. 603-614.

15 Linde R. The globalization of childhood: the international diffusion of norms and law against the child death penalty// European journal of international relations. 2014. № (20) 2. P. 565.

16 Документ, в котором эксперты Комитета приводят результаты анализа практики имплементации положений Конвенции по конкретному праву/проблеме в разных странах и дают соответствующие рекомендации общего характера.

17 Ильина О. Ю. Указ. соч. С. 68.

18 Указ. соч. С. 65.

19 Указ. соч. С. 52.

приходит к выводу о том, что приоритет имеют интересы семьи в целом, а субъекты семейных правоотношений должны соотносить с ними свои интересы20.

Позиция, когда права и наилучшие интересы ребенка конкурируют с государственными интересами и проигрывают им21, нашла свое отражение и в других нормативных правовых актах, являющихся частью семейного законодательства современной России. Так, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.22 закрепляет такие принципы осуществления государством семейной политики, как самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни, презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе. Принцип защиты интересов ребенка в ней отсутствует.

Принятая недавно Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 годы23 (ключевой документ в области защиты прав детей на национальном уровне в России) вывела рассматриваемое нами понятие на беспрецедентно высокий уровень. К тому же она закрепляет приоритет норм международного права при определении направлений и задач в защите интересов ребенка государством. Однако содержание этого документа вновь под-

тверждает, что государственное регулирование направлено в первую очередь на увеличение численности детского населения и его оздоровление - государственные интересы в области демографии ставятся над интересами ребенка в их широком, международно-правовом понимании.

Отсутствие приоритета учета наилучших интересов ребенка среди принципов семейного законодательства посылает ложный сигнал органам, уполномоченным на защиту детей. Суд, не имеющий в своем арсенале алгоритма оценки действий органов, изымающих детей, и основывающий свое решение на формальном соответствии действий закону без учета их пропорциональности, не может быть гарантом соблюдения интересов ребенка. Эффективность текущей реформы семейного законодательства во многом будет зависеть от того, будет ли скорректирован этот подход. Внесение положения, закрепляющего «необходимость учета наилучших интересов ребенка» в число основ семейного законодательства, позволит учитывать его при толковании и применении всех положений закона, касающихся изъятия ребенка из семьи (в том числе приемной), лишения и ограничения родительских прав, что, на наш взгляд, будет способствовать сокращению количества необдуманных изъятий детей из семейного окружения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Ильина О. Ю. Понятие и иерархия интересов в семье и семейных правоотношениях // Проблема гар-

монизации частных и публичных интересов в семейном праве Российской Федерации. - М. : Юнити, 2015. - С. 52-56.

2 . Миролюбова О. Г. О семейно-правовом понятии «интересы ребенка» // Вестник ЯрГУ. - Сер.: Гума-

нитарные науки. - 2012. - № 4/1. - С. 56-58.

3 . Нечаева А. М. Защита интересов ребенка в многодетной семье // Законы России. Опыт, анализ, прак-

тика. - 2012. - № 6. - С. 59-67.

временной юриспруденции. - 2013. - № 29. - С. 140-144.

Ильина О. Ю. Указ. соч. С. 71. Lundberg A. Op. cit. P. 49-70.

Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: http://www.

rosmintrud.ru/docs/government/146 (дата обращения: 24.12.2015).

Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

THE BEST INTERESTS OF THE CHILD: THE CONTENT OF THE CONCEPT AND ITS PLACE IN RUSSIAN FAMILY LAW

KRAVCHUK Natalia Vyacheslavovna - PhD, Research Fellow of the Department of Jurisprudence of the

ISISS of the RAS; Associate Professor of the Department of International Law of the RHUM; Member of

the Expert Council under the Comissioner of the President of the Russian Federation for Children"s Rights

[email protected]

117292, Russia, Moscow, ul. Krzhizhanovskogo, d. 15, kv. 2

Review. The article deals with the content of the concept "the interests of the child" as it is understood in Russian and international law. It is noted that, while Russian scholars define the content of the concept, the western authors, acting within the framework of the presumption that there is no need to maintain the exhaustive content of the concept, examine the practice of its application, namely, which acts undertaken by state authorities amount to respect of the interests of the child and which ones result in their violation. The author analyses the weight given to the interests of the child in balancing various rights and interests. Whereas in international law the best interests of the child are assessed and taken into account as a priority and overriding consideration, in Russian family law the priority is given to the interests of the family as a union. The author concludes that including the "best interests of the child" into the principles of family law will help to reduce the number of cases when children are unreasonably taken from the family, which is in line with the objectives of the family law reform.

Keywords: best interests of the child; accountability for the interest of the child (child-sensitive); Russian family law; Family Policy; foundations of Russian family law; International law; reform; taking children away from parents; rights of the child; family.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Il"ina O. Ju. Ponjatie i ierarhija interesov v sem"e i semejnyh pravootnoshenijah. V: Problema garmonizacii

chastnyh i publichnyh interesov v semejnom prave Rossijskoj Federacii. M.: Juniti, 2015. S. 52- 56.

2 . Miroljubova O. G. O semejno-pravovom ponjatii «interesy rebenka»// Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye

nauki. 2012. № 4/1. S. 56-58.

3 . Nechaeva A. M. Zashhita interesov rebenka v mnogodetnoj sem"e// Zakony Rossii. Opyt, analiz, praktika.

2012. № 6. S. 59-67.

4 . Sologub A. Ju. Kategorija «zakonnyj interes» kak jelement pravovogo statusa rebenka//Voprosy sovremennoj

jurisprudencii. 2013. № 29. S. 140-144.

5 . Artis J. E. Judging the best interests of the child. Judges"accounts of the tender years doctrine // Law and

Society review. - 2004. - Vol. 38. - № 4. - P. 769-806.

6 . Kravchuk N. Re-defining unaccompanied and separated children in Russia // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly

ekonomiki. - 2016. - № 2. - P. 36-44. 7. Linde R. The globalization of childhood: the international diffusion of norms and law against the child death penalty // European journal of international relations. - 2014. - № 2 (20). - P. 544-568.

8 . Lundberg A. The best interests of the child principle in Swedish asylum cases: the marginalization of children"s

rights // Journal of human rights practice. - 2011. - Vol. 3. № 1. - P. 49-70.

9 . Silvis J. Prevention of child abduction // Melanges en l"honneur de/Essays in honour of Dean Spielmann. -

Oisterwijk, 2015. - P. 603-614.

10 . Tanguay M. P. The critical power of semiotics of law // International journal for the semiotics of law. -

2010. - Vol. 23. - № 1. - P. 23-26.

11 . Turkovic K., GrgicA. Best interests of the child in the context of article 8 of the ECHR // Melanges en l"honneur

de / essays in honour of Dean Spielmann. - Oisterwijk, 2015. - P. 629-642.

    ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАИЛУЧШЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ

    В.Л. КАБАНОВ

    Коренные народы, будь то в полярных районах Скандинавии или экваториальных лесах Бразилии, пустынях Австралии или горах Индии, объединяют общие потребности и проблемы. Более чем в 70 странах проживают примерно 300 млн. человек, относящих себя к коренным народам, являющимся носителями уникальной культуры и способов общения с окружающей средой . Общепризнано, что коренные народы принадлежат к числу находящихся в наиболее уязвимом положении групп населения в сегодняшнем мире. Коренные народы, сохранив культурные и иные особенности, сегодня сталкиваются с проблемами, связанными с защитой своих прав как самостоятельных общностей людей.

    Сегодня в мире уделяется большое внимание охране прав коренных народов. Защита прав детей из числа коренных народов, к сожалению, не входит в приоритетную группу проблем коренных народов, к которым относятся права на землю и участие в политической деятельности . Вместе с этим важно подчеркнуть, что, когда речь идет о правах детей, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка не может игнорироваться в пользу удовлетворения интересов соответствующей уязвимой группы. Когда государство старается решить вопрос о наилучшем обеспечении интересов ребенка, являющегося представителем коренных народов, то в процессе работы с учетом соответствующих культурных аспектов следует советоваться с коренной общиной и предоставить ей возможность участвовать в этом процессе. Такие консультации должны предполагать значимое участие детей из числа коренных народов.

    Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка является краеугольным при защите прав детей . Применение этого принципа в отношении детей из числа коренных народов требует особого внимания. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно реализовываться в качестве и коллективного, и индивидуального права человека. Защита прав детей из числа коренных народов как группы требует соотношения с коллективными культурными правами этой уязвимой группы населения. При этом в решениях, касающихся отдельного ребенка (например, в органах опеки и попечительства, судах, административных органах), главную роль играет наилучшее обеспечение интересов конкретного ребенка.

    Вместе с тем учет коллективных культурных прав ребенка является частью концепции наилучшего обеспечения его интересов.

    Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка требует от государства принятия активных мер в рамках законодательных, административных и судебных систем, которые должны систематически применять этот принцип посредством учета последствий своих решений и действий для прав и интересов детей . Для того чтобы эффективно гарантировать права детей из числа коренных народов, такие меры должны включать подготовку и повышение осведомленности о важности учета коллективных культурных прав в сочетании с определением путей наилучшего обеспечения интересов ребенка.

    Вопросы защиты прав детей из числа коренных народов отражены в международном праве. Важную роль в решении проблемы положения детей из числа коренных народов играют следующие международные договоры: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 года. Перечисленные соглашения содержат положения, которые способствуют повышению эффективности осуществления прав коренных народов и уделяют особое внимание правам детей из числа коренных народов в области образования. Вместе с тем ключевое значение в контексте рассматриваемой темы, безусловно, имеет Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция о правах ребенка была первым основным договором по правам человека, содержащим упоминание о детях из числа коренных народов. Так, в преамбуле документа отмечается, что государства учитывают "должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка". Статья 30 Конвенции о правах ребенка гласит: "В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Далее, ст. 29 предусматривает, что "образование ребенка должно быть направлено на... подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения". Статья 17 Конвенции о правах ребенка содержит утверждение о том, что государства-участники "поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или к коренному населению".

    Конкретные упоминания о детях из числа коренных народов в Конвенции о правах ребенка свидетельствуют о признании того, что государства должны принимать особые меры, с тем чтобы дети могли в полной мере пользоваться своими правами. Комитет ООН по правам ребенка, являющийся контрольным механизмом по Конвенции о правах ребенка , учитывает положение детей из числа коренных народов в ходе рассмотрения периодических докладов государств - участников Конвенции о правах ребенка. Комитет ООН по правам ребенка отмечает, что дети из числа коренных народов сталкиваются с серьезными проблемами при осуществлении своих прав, они продолжают подвергаться серьезной дискриминации в ряде областей, в том числе в плане доступа к здравоохранению и образованию . Комитет ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения докладов государств принимает конкретные рекомендации на этот счет в своих заключительных замечаниях. Рассмотрим эту процедуру на примере Российской Федерации.

    В первую очередь следует обратиться к мерам, принятым в России в области защиты прав коренных народов и детей из числа коренных народов. Российская Федерация уделяет существенное внимание защите прав коренных народов и детей из числа коренных народов. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Общая численность коренных малочисленных народов в России составляет 316011 человек .

    Статус коренных малочисленных народов определен Конституцией РФ и федеральным законодательством. Каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию. Право всех народов России на получение основного общего образования на родном языке гарантируется законом. Дети в сфере осуществления своих прав не разделяются по национальному и социальному признаку, имеют равный доступ к образованию. Конституция РФ, Федеральные законы от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" устанавливают, что граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации .

    Дети из числа коренных малочисленных народов по объективным причинам находятся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. Изучение родного языка как самостоятельного предмета в районах проживания коренных малочисленных народов Севера в 2008/09 учебном году велось в 778 из 997 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних и сменных), в которых обучалось 35 тыс. детей - представителей более 30 коренных малочисленных народов Севера. Удельный вес обучающихся, изучающих родной язык, в 2008/09 учебном году сократился по сравнению с 2001/02 учебным годом с 46% до 44,4%, при этом значительно увеличилось число детей, изучающих язык факультативно .

    Урегулирован порядок включения в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, учебников по родным языкам и учебников на родных языках, а также по истории и культуре религий. С 2008 года духовные образовательные учреждения наделены правом на реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также их государственную аккредитацию и выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Проводится работа по получению доступного профессионального образования детьми из числа коренных малочисленных народов. В районах проживания коренных малочисленных народов Севера в 2009 году функционировало 24 государственных (муниципальных) образовательных учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались 9,6 тыс. детей.

    В 2009 году была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р; далее - Концепция), представляющая собой систему актуальных направлений, принципов, целей и задач устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, а также план ее реализации. Концепция подразумевает этапность ее исполнения. Первые два этапа - с 2009 по 2011 и с 2012 по 2015 годы - уже выполнены. Премьер-министр России Д.А. Медведев 27 августа 2016 г. подписал распоряжение N 1792-р "Об утверждении плана реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Третий этап реализации Концепции включает комплекс мер, направленных на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов, их образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания . Российская Федерация представила данные о защите прав детей из числа коренных народов в международный контрольный орган - Комитет ООН по правам ребенка, который, ознакомившись с отчетом, попросил представить информацию о нормативных положениях, касающихся деятельности предприятий, в частности нефтедобывающих предприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия такой деятельности на права детей, в частности детей из числа коренных народов . В ответ Российская Федерация указала, что согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Также эти вопросы регулируются Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

    Более того, плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, включая нефтедобывающие, устанавливается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632). В целях снижения вредного влияния нефтедобывающих предприятий на окружающую среду и здоровье человека Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" установлено нормативное значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа (с 1 января 2012 г. - не более 5%). В случае превышения нормативного целевого показателя ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания газа увеличиваются в 4,5 раза.

    Рассмотрев все представленные материалы, Комитет ООН по правам ребенка отметил, что российское законодательство предусматривает предоставление компенсации представителям коренных народов за ущерб окружающей среде от коммерческой деятельности. Вместе с тем Комитет ООН по правам ребенка высказал обеспокоенность тем, что "деятельность частных предприятий, занимающихся добычей нефти и газа, продолжает оказывать негативное воздействие на традиционный уклад жизни лиц, принадлежащих к малым коренным группам населения, включая детей, вследствие обезлесения и загрязнения окружающей среды, а также угрожая существованию определенных видов животных, имеющих важнейшее значение для их уклада жизни. Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка обеспокоен негативным воздействием на здоровье детей добычи угля и производства асбеста, особенно детей, проживающих в Кемеровской области и на Урале" .

    В связи с этим Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал России принять и применять нормативные положения, обеспечивающие соблюдение коммерческим сектором международных и национальных стандартов в области прав человека, труда, окружающей среды и в других областях, в особенности в связи с обеспечением прав детей и с учетом резолюций Совета ООН по правам человека 8/7 (п. 4d) и 17/4 (п. 6f).

    Также Комитет ООН по правам ребенка отметил проблемы с защитой прав на здоровье и на образование детей из числа коренных народов. Комитет ООН по правам ребенка, в частности, указал: "Родные языки некоторых коренных групп никогда не используются в качестве языка преподавания в школах... они низведены до статуса второстепенного предмета" . Более того, дети из числа коренных народов "испытывают серьезные трудности в связи с плохим состоянием медицинской помощи в отдаленных деревнях и среди детей наблюдается рост заболеваемости определенными типами болезней из-за отсутствия достаточного доступа к традиционному северному рациону питания, приспособленному к метаболизму "северного типа", который заменен на питание по западному образцу с высоким содержанием углеводов и сахара" . По итогам рассмотрения доклада Российской Федерации о защите прав детей Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал "принять все необходимые меры для сохранения культурной и языковой самобытности и наследия детей из числа коренных народов посредством предоставления им по мере возможности базового образования на родном языке... а также улучшить состояние медицинских учреждений и услуг в отдаленных деревнях, в которых проживают группы коренного населения, и способствовать традиционному образу жизни этих групп, в том числе за счет обеспечения доступа к традиционному рациону питания" .

    Таким образом, можно констатировать, что дети из числа коренных народов являются уязвимой группой населения, находящейся под особой защитой международного и национального права. Российская Федерация стремится поэтапно улучшать положение коренных народов и детей из их числа на ее территории, активно сотрудничая с международными правозащитными механизмами, в особенности Комитетом ООН по правам ребенка. На данном этапе России необходимо продолжать следовать международным стандартам, дальше развивать сотрудничество с данными механизмами и выполнять рекомендации Комитета ООН по правам ребенка.

    Список литературы

    1. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р., Солнцев А.М. Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов: Учеб. М.: РУДН, 2015. С. 207.
    2. Абашидзе А.Х., Конева А.Е. Договорные органы по правам человека. М., 2015. С. 266 - 271.
    3. Дети из числа коренных народов и их права согласно Конвенции: Замечание общего порядка N 11 (2009) Комитета ООН по правам ребенка.
    4. Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам Российской Федерации: Доклад ООН от 25.02.2014 // CRC/C/RUS/CO/4-5.
    5. Кабанов В.Л. К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребенка в международном праве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 10. С. 65 - 68.
    6. Медведев утвердил Концепцию развития коренных малочисленных народов России. URL: https://ria.ru/society/20160827/1475432600.html.
    7. Об общих мерах по осуществлению: Замечание общего порядка N 5 (2003) Комитета ООН по правам ребенка.
    8. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению в связи с рассмотрением первоначального доклада Российской Федерации: Доклад ООН от 01.07.2013 // CRC/C/RUS/Q/4-5.
    9. Четвертый и пятый периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2011 году. Российская Федерация: Доклад ООН от 27.08.2012 // CRC/C/RUS/4-5.

    References

    1. Abashidze A.H., Ananidze F.R., Solncev A.M. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashhity men"shinstv i korennyh narodov: Ucheb. M.: RUDN, 2015. S. 207.
    2. Abashidze A.H., Koneva A.E. Dogovornye organy po pravam cheloveka. M., 2015. S. 266 - 271.
    3. Deti iz chisla korennyh narodov i ih prava soglasno Konvencii: Zamechanie obshhego porjadka N 11 (2009) Komiteta OON po pravam rebenka.
    4. Zakljuchitel"nye zamechanija po ob"edinennym chetvertomu i pjatomu periodicheskim dokladam Rossijskoj Federacii: Doklad OON ot 25.02.2014 // CRC/C/RUS/CO/4-5.
    5. Kabanov V.L. K voprosu o konceptual"nom soderzhanii principa nailuchshih interesov rebenka v mezhdunarodnom prave // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2014. N 10. S. 65 - 68.
    6. Medvedev utverdil Koncepciju razvitija korennyh malochislennyh narodov Rossii. URL: https://ria.ru/society/20160827/1475432600.html.
    7. Ob obshhih merah po osushhestvleniju: Zamechanie obshhego porjadka N 5 (2003) Komiteta OON po pravam rebenka.
    8. Perechen" voprosov, podlezhashhih obsuzhdeniju v svjazi s rassmotreniem pervonachal"nogo doklada Rossijskoj Federacii: Doklad OON ot 01.07.2013 // CRC/C/RUS/Q/4-5.
    9. Chetvertyj i pjatyj periodicheskie doklady gosudarstv-uchastnikov, podlezhashhie predstavleniju v 2011 godu: Rossijskaja Federacija: Doklad OON ot 27.08.2012 // CRC/C/RUS/4-5.
    10. UNICEF Innocenti Digest. N 11. Ensuring the Rights of Indigenous Children, 2004.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Страница 1 из 2

К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребенка в международном праве

Проблема обеспечения и защиты прав детей, относящихся к числу уязвимых групп населения, является одинаково акту­альной для международного права и внутригосударственного законодательства. Одним из подтверждений этому служит утвержденная Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, главной целью которой является формирование государственной политики по улучшению положения детей. В ней констатируется право ребенка на особую заботу и помощь, определяются основные направ­ления и задачи государственной политики в интересах детей и предусматривается создание механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В рамках реализации Национальной стратегии в августе 2014 г. была принята Концепция госу­дарственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, также направленная на улучшение положения детей в Российской Федерации.

Представляется, что укрепление правовых и институцио­нальных основ защиты прав детей в XXI в. на любом уровне будет проходить на основе концепции «прогрессивной реа­лизации» со строгим учетом всех императивных установок принципа наилучших интересов ребенка. Предназначение принципа наилучших интересов ребенка состоит в том, чтобы обеспечить полномасштабную и эффективную реализацию всех прав ребенка, для чего требуется разработка подхода, основанного на достижениях международного права защиты прав человека с вовлечением всех заинтересованных сторон с целью обеспечить физическую, психологическую, мораль­ную и духовную целостность и неприкосновенность ребенка и содействовать уважению его человеческого достоинства.

Благодаря своей гибкости принцип наилучших интересов ребенка применим к обстоятельствам, в которых находится каждый отдельный ребенок. Вместе с тем он не исключает возможности манипулирования: правительства и другие госу­дарственные органы злоупотребляют принципом наилучших интересов ребенка, например, для оправдания политики; родители злоупотребляют им для отстаивания своих соб­ственных интересов в спорах по поводу опеки над детьми; им злоупотребляют специалисты, которые, не желая, чтобы их беспокоили, отказываются проводить оценку наилучших интересов ребенка под предлогом ее беспредметности или маловажности.

Как отмечает профессор А. X. Абашидзе, учитывая об­стоятельство, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в особой заботе и защите, на между­народно-правовом уровне вначале появились декларации о правах ребенка и отдельные статьи о правах детей в раз­личных конвенциях о правах человека, а затем были приняты специальные конвенции о правах ребенка на универсальном и региональных уровнях.

На необходимость международно-правовой защиты прав детей мировое сообщество обратило внимание еще в началь­ный период деятельности Лиги Наций: в 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребенка. Однако принцип обе­спечения наилучших интересов ребенка впервые нашел свое отражение в Декларации прав ребенка 1959 г.: «Ребенку зако­ном и другими средствами должна быть обеспечена специаль­ная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и до­стоинства. При издании с этой целью законов главным сооб­ражением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (п. 2).

Через 20 лет в Конвенции о ликвидации всех форм дискри­минации в отношении женщин 1979 г. уже две статьи были посвящены реализации этого принципа:

Государства-участники принимают все соответствую­щие меры с целью обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преоб­ладающими (ст. 5 (b));

Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин одинаковые права и обязанности мужчин и жен­щин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими (п. 1 (d) ст. 16) .

Принцип наилучших интересов ребенка нашел отраже­ние во многих других универсальных конвенциях. Напри­мер, в качестве цели в Конвенции о защите детей и сотруд­ничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.) значится: «создать гарантии того, чтобы ино­странное усыновление осуществлялось в наилучших инте­ресах ребенка и при соблюдении его основных прав, при­знанных международным правом» (ст. 1 (а)). Более того, в ст. 24 этой Конвенции говорится: «В признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве толь­ко тогда, когда усыновление явно противоречит его государ­ственной политике, принимая во внимание наилучшие инте­ресы ребенка». Действительно, анализ конкретных судебных решений, связанных с отменой усыновления (удочерения), а также практика усыновления, многими десятилетиями складывающиеся в цивилизованных странах, позволяют де­лать вывод о том, что проблемы в этой сфере во многом порождаются поспешностью и формализмом, характери­зующими подготовительную стадию процессов, процедур усыновления (удочерения), некачественной информацион­но-аналитической работой, особенно в той ее части, которая позволяет предельно адекватно представлять потенциальные возможности усыновителя, его семьи, понимать и успешно реализовывать наилучшие интересы усыновляемых (удоче­ряемых) детей.

Позднее принцип был закреплен в региональных право­вых актах (Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г., Пакт Организации исламского сотрудниче­ства о правах детей в исламе 2005 г. и др.) и многих наци­ональных нормах. Но наиболее значимым на сегодняшний день международно-правовым актом, раскрывающим юри­дическое содержание этого принципа, является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпри­нимаются они государственными или частными учрежде­ниями, занимающимися вопросами социального обеспече­ния, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Таким образом, ребенок наделяется правом на то, чтобы его наилучшие интересы оценивались и принимались во внимание в качестве перво­очередного соображения при принятии в его отношении любых действий или решений как в государственной, так и в частной сфере. Кроме того, прямые ссылки на наилучшие интересы ребенка приводятся и в других статьях Конвенции: ст. 9 (разлучение с родителями); ст. 10 (воссоединение семьи); ст. 18 (родительские обязанности); ст. 20 (лишение семейного окружения и альтернативный уход); ст. 21 (усыновление); ст. 37 с) (отделение от взрослых в случае лишения свободы); п. 2 (b, iii) ст. 40 (процессуальные гарантии, включая присут­ствие родителей на судебном разбирательстве по уголовным делам в отношении детей, преступивших закон). Ссылка на принцип наилучших интересов ребенка сделана также в Фа­культативном протоколе к Конвенции, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, (пре­амбула и ст. 8) и в Факультативном протоколе к Конвенции, касающемся процедуры сообщений, 2011 г. (преамбула и ста­тьи 2 и 3) .

Таким образом, принцип наилучших интересов ребен­ка является фундаментальным принципом, нашедшим свое наиболее полное воплощение в Конвенции ООН по правам ребенка. Комитет по правам ребенка (далее - Комитет), кон­трольный договорной орган Конвенции по правам ребенка, отметил, что п. 1 ст. 3 Конвенции содержит один из четырех общих принципов Конвенции, регулирующих толкование и реализацию всех прав ребенка, и применяет его в каче­стве развивающейся концепции, которая требует проведения оценки сообразно конкретному контексту 11 . Отметим, что к остальным принципам относятся: право на недискрими- нацию (ст. 2), право на жизнь, выживание и здоровое раз­витие (ст. 6), право быть заслушанным (ст. 12). Безусловно, отдельного исследования заслуживает изучение взаимосвязи принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка с про­чими общими принципами Конвенции. В рамках настоящей статьи лишь отметим, что три указанных принципа должны реализовываться с учетом принципа наилучших интересов ребенка. Например, Комитет по правам ребенка в замечании общего порядка № 12 подчеркивает неразрывную взаимос­вязь между п. 1 ст. 3 и ст. 12: «Эти две статьи дополняют друг друга: первая нацелена на обеспечение наилучших интересов ребенка, а вторая определяет порядок заслушивания мнений ребенка или детей и их отражения в любых вопросах, затраги­вающих ребенка, включая оценку его наилучших интересов.

Международное и национальное законодательство о правах детей имеет свою историю. В рамках настоящего исследования внимание будет обращено лишь на те нормы законодательства, которые закрепляют необходимость учета интересов детей и обеспечения таких интересов.

В XIX в. государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования Организации.Объединенных Наций обеспечение прав детей рассматривалось в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 г. приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Далее, после создания ООН, в 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, в ст. 25.2 которой отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН, принимая во внимание, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет", провозглашает Декларацию прав ребенка.

Именно в этом международном документе впервые употребляется термин "интересы ребенка" и устанавливается необходимость их наилучшего обеспечения.

Так, в принципе 2 Декларации говорится: "Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка".

Принцип 7 Декларации закрепляет наилучшее обеспечение интересов ребенка в качестве руководящего принципа для тех, на ком лежит ответственность за образование и обучение ребенка. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Через 30 лет, в 1989 г., Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка -документ по своей юридической силе иной, чем Декларация. Государства, которые присоединялись к Конвенции (в июне 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР и с 15 сентября 1990 г. вступила в силу для нашего государства), несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. При этом национальное законодательство, определяющее правовой статус детей, должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции. Исходя из этого, провозглашенный Конвенцией приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, семьи, а также необходимость их наилучшего обеспечения - это принципы, которым должны следовать государства-участники и которые должны найти отражение в национальном семейном законодательстве.

Конвенция о правах ребенка 1989 г., будучи документом особого значения, провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи.

Таким образом, на государства - участники Конвенции возлагается обязанность принимать все необходимые меры по созданию наилучших условий, обеспечивающих реализацию прав и интересов детей.

Конвенция ООН о правах ребенка обращает также внимание на тот факт, что понятие "наилучшие интересы ребенка" используется ею как оценочная категория.

В частности, в Конвенции говорится:

"Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы" (ст. 18.1);

"Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" (ст. 20.1);

"Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке" (ст. 21.1).

Таким образом, речь идет не просто об интересах детей, а о "наилучших интересах", необходимость обеспечения которых является основной идеей Конвенции.

Данный документ предъявляет к государствам-участникам четыре требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В связи с этим возникает проблема установления соответствия принимаемых государством мер и используемых родителями методов воспитания наилучшим интересам ребенка, поскольку содержание и перечень интересов такого уровня законодательно не определяется.

Правоотношения между родителями и детьми отличаются тем, что очень часто возникает необходимость принятия решения по вопросам воспитания и образования ребенка исходя из интересов последнего. Поэтому вопрос установления соответствия интересов родителей и интересов ребенка является практически важным и требующим осмысления.

Ратификация Союзом ССР Конвенции ООН о правах ребенка вызвала необходимость внесения соответствующих корректив в национальное законодательство.

Отныне ст. 1 СК РФ, закрепляя основные начала семейного законодательства, относит к их числу обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Тем самым законодатель делает акцент не на "наилучшем", а на приоритетном, т.е. преимущественном, характере интересов детей.

В законодательстве РФ, регламентирующем отношения с участием детей, понятие "наилучшие интересы" ребенка не используется. В то же время в отдельных нормативных правовых актах говорится о правовой оценке соответствия интересам ребенка.

Обратимся к содержанию Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этот Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В преамбуле Закона отмечается, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Представляется, что "наилучшие интересы" ребенка могут быть обеспечены при реализации установленных в ст. 4 Закона принципов государственной политики в интересах детей, одним из которых является "установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей".

Согласно ст. 8 рассматриваемого Закона, данные стандарты включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, трудоустройству, социальному обслуживанию, обеспечению права на жилище, организации оздоровления и отдыха детей, оказанию квалифицированной юридической помощи.

Высокая частота использования понятия "интерес" в семейном законодательстве, к сожалению, должным образом не отражается ни в комментариях к Семейному кодексу РФ, ни в доктринальных толкованиях соответствующих статей.

С целью унификации данной семейно-правовой категории соответствующие нормы СК РФ могут быть классифицированы на несколько групп.

Первую группу составляют нормы, определяющие необходимость учета интересов ребенка при реализации им в семье личных прав. Так, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов (п. 2 ст. 54), на защиту своих прав и законных интересов (п. 1 ст. 56). Согласно ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Важное значение интересы ребенка имеют и при решении вопроса об изменении его фамилии и/или имени (ст. 59 СК).

Отдельные статьи СК РФ содержат нормы, ограничивающие возможность реализации ребенком своих прав, если это противоречит его интересам. В частности, "каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (п. 2 ст. 54).

Подобное ограничение установлено и в отношении права ребенка выражать свое мнение: "Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (ст. 57).

Во вторую группу можно объединить нормы, устанавливающие порядок реализации родителями своих прав и обязанностей.

Прежде всего необходимо указать на императивный характер ст. 65 СК: "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей". Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Особую значимость учет интересов ребенка приобретает в том случае, если один из родителей проживает отдельно от ребенка. В силу ч. 2 п. 1 ст. 66 СК "родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию". Очевидно, здесь опять-таки речь идет об интересах ребенка, о недопустимости их нарушения.

Поскольку родители являются законными представителями своих детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий.

Для отношений представительства характерно точное соответствие действий представителя интересам представляемого. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, на него возлагается обязанность назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.

2 ст. 64 СК).

К этой же группе норм можно отнести правила, определяющие права и обязанности других законных представителей ребенка - усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей (ст. 137, 150, 153 СК). Данные лица также имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии при полном обеспечении его интересов.

В соответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, - государственными органами или органами опеки и попечительства.

"При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд" (п. 2 ст. 56 СК).

В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях, принимая решение, суд или орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребёнка. Анализ семейно-правовых норм с этой точки зрения позволяет выделить еще две группы норм, в зависимости от того, о судебном или административном порядке защиты прав и интересов детей идет речь.

В СК РФ содержится ряд статей, регламентирующих деятельность органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере. В частности, разрешение об изменении фамилии и/или имени ребенка органы опеки и попечительства дают только исходя из интересов ребенка (ст. 59).

При наличии оснований, предусмотренных законом, родители могут быть ограничены в своих родительских правах. В том случае, если они не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка такой иск может быть предъявлен и до истечения названного срока (п. 2 ст. 73 СК).

Обязанность по установлению соответствия интересам ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и при даче заключения об обоснованности усыновления (п. 2 ст. 125 СК).

Следует отметить, что выше были названы только те статьи СК РФ, которые содержат прямое указание на необходимость учета интересов ребенка. Не вызывает сомнений, что при принятии любого другого решения, затрагивающего интересы ребенка, орган опеки и попечительства должен руководствоваться только ими.

При рассмотрении различных категорий семейно-правовых споров суд принимает меры по защите прав малолетних и несовершеннолетних лиц. Вынесение решения исходя из интересов детей может иметь место при расторжении брака, лишении родительских прав, усыновлении и т.д.

Группа норм СК, регламентирующих семейные правоотношения, является самой объемной в предлагаемой классификации.

При расторжении брака супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей (ст. 23 СК). При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов (ст. 24 СК).

Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (о, 2 ст. 29 СК).

К делам данной категории могут быть отнесены споры о разделе имущества супругов. В силу п. 2 ст. 39 СК суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей.

Особую категорию составляют споры, возникающие между родителями ребенка по поводу осуществления родительских прав: об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК); о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 и 3 ст. 66 СК); об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком (п. 3 ст. 67 С К). Эти споры также разрешаются судом исходя из интересов ребенка, а в ряде случаев и с обязательным учетом его мнения, о чем сказано в ст. 57 СК.

В силу своего положения родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд не связан правом родителей и может отказать в удовлетворении их иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (п. 1 ст. 68 СК).

Безусловно, интересы ребенка обязательно учитываются судом и при решении вопроса о применении к родителям таких мер семейно-правовой ответственности, как лишение и ограничение родительских прав. В соответствии с п. 4 ст. 72 и п. 2 ст. 76 СК РФ суд вправе отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах или об отмене ограничений и о возвращении им ребенка, если это противоречит интересам ребенка.

Судебный порядок установления усыновления также предполагает учет интересов ребенка, что прямо предусмотрено в Семейном кодексе:

Усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей (п. 2 ст. 124);

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124);

Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия его опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 131);

Возможно сохранение личных неимущественных и имущественных орав и обязанностей по отношению к родственникам умершего родителя, если этого-требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137);

Исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения суд вправе отменить усыновление по основаниям, не предусмотренным законом (п. 2 ст. 141);

Если этого требуют интересы ребенка, то при отмене усыновления восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников) (п. 1 ст. 143);

Если передача ребенка родителям при отмене усыновления противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 143);

Исходя из интересов ребенка, суд вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка (п. 4 ст. 143).

Таким образом, предложенная классификация норм СК РФ подтверждает вывод о необходимости учета интересов ребенка при регулировании семейных правоотношений. При этом возможно выделение четырех групп норм Кодекса:

Определяющих необходимость учета интересов ребенка при реализации им в семье личных прав;

Устанавливающих порядок реализации родителями своих прав и обязанностей;

Определяющих необходимость учета интересов ребенка в деятельности органов опеки и попечительства;

Определяющих необходимость учета интересов ребенка судом при разрешении семейно-правовых споров.

Кроме того, интересы ребенка являются тем критерием, которым должны руководствоваться органы опеки и попечительства, суд при принятии своих решений.

В семейном законодательстве существуют как бы три группы правовых норм, охватываемые понятием "интересы детей". В первую входят нормы-принципы, в которых существование родительского права на воспитание оправдывается именно тем, что оно существует для ребенка и должно осуществляться в пределах его интереса. Во второй группе "интересы детей" выполняют конкретизирующую функцию. Речь идет об использовании рассматриваемого понятия с целью уточнения того или другого положения семейного законодательства. В третью группу входят те нормы, в которых "интересы детей" определяют поведение родителей.

Данная классификация была предложена в период действия Кодекса о браке и семье РСФСР 1964 г., но в равной мере может быть применена и к Семейному кодексу РФ.

Предложенный обзор семейного законодательства позволяет сделать вывод об использовании законодателем разных обозначений интересов ребенка. В зависимости от содержания статьи СК РФ в ней используются такие словосочетания: "защита интересов", "обеспечение интересов", "если этого требуют интересы", "исходя из интересов" и др. Определение юридического смысла интереса, во-первых, могло бы быть включено в текст любой интересосодержащей нормы без искажения смысла последней, а во-вторых, действительно отражало бы юридически значимое содержание интереса, иными словами, то, что следует защищать, обеспечивать, учитывать и т.д.

Соответствии с международными стандартами во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или неправительственными организациями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка . И вот, Украина приняла в свою законодательную базу европейский принцип, согласно которому решения, принимаемые по различным вопросам, затрагивающим права ребенка, должны основываться на его наилучших интересах . Этот механизм направлен на исполнение Закона об охране детства.

Изменения такого рода ранее были предусмотрены проектом Закона №2254 (что принят Верховной Радой ещё 26 января) , а подписанный, как Закон, уже 18.02.2016г. Президентом Украины.

Цель поправок - усилить социальную защиту ребенка, а также всесторонне поддержать семьи, воспитывающие детей . Должна отметить, что ознакомиться с новым законодательным принципом можно по этой ссылке . Информация о нем существует в редакции ко второму чтению.

Согласно внесенным поправкам в Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления социальной защиты детей и поддержки семей с детьми" от 26.01.2016 № 936-VIII, обеспечивающий права и свободы внутренне перемещенных граждан, все дети, включая тех из них, которых не сопровождают родители или другие законные представители, исполняющие их обязанности, снабжаются справками о том, что они поставлены на учет в качестве внутренне перемещенных лиц .

О сути поправок, внесенных в Законы, для лучшей защиты детей, их прав, свобод и интересов:

Закон «Об охране детства» от 26.04.2001г. № 2402-III пополнился сведениями о предоставляемых государством гарантиях той категории детей, которые пострадали в результате проводимых военных действий или вооруженного конфликта. Например, в ст.32 указанного Закона внесена поправка, которая звучит следующим образом:

"В порядке, установленном законодательством Украины и соответствующими международными договорами, государство принимает меры для недопущения незаконного перемещения, вывоз и невозвращение детей из-за границы, их похищения, торговли детьми.

Государство принимает все необходимые и возможные меры для розыска и возвращения в Украину детей, которые были незаконно вывезены за границу, в том числе в связи с обстоятельствами, связанными с военными действиями и вооруженными конфликтами".

Цель внесенных изменений - оказание поддержки лицам, оказавшимся в трудном материальном, социальном и психологическом положении. Также поправки акцентируют внимание на том, что политика государства в области охраны детства направлена на развитие услуг, способствующих поддержанию семей, воспитывающих детей.

В Закон, регулирующий права и свободы внутренне перемещенных лиц, внесена информация о том, что процедура, согласно которой проводится учет и социальная защита детей, подходящих под определение этой категории граждан, детей-сирот и детей, лишенных опеки родителей, в том числе, совершенствуется.

Семейный кодекс также пополнился поправками . Согласно им, в Украине вводится новый социальный институт под названием «патронат над детьми». Согласно поправке в главу 20 (добавлена ст. 252) Семейного кодекса Украины:

"Патронат над ребенком - это временный уход, воспитание и реабилитация ребенка в семье патронатного воспитателя на период преодоления ребенком, его родителями или другими законными представителями сложных жизненных обстоятельствах".

Нововведение предполагает особый тип обустройства детей, лишенных родительской опеки. К сожалению, законодатели не успели учесть актуальный сегодня обстоятельства, о которых говорил в своей публикации "О вреде современных органов опеки и попечительства в Украине " мой коллега адвокат Дмитрий Зенкин. Отмечу лишь, что прошедшие необходимое обучение семьи берут их к себе на воспитание . Средний срок такого обустройства - до 3-х месяцев. В отдельных случаях, в интересах ребенка, оно продлевается до полугода. Все это помогает детям избежать попадания в интернатное учреждение.

Должна обратить внимание и на то, что ч.1 п. II. Заключительных и переходных положений предусмотрено, что данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а согласно п.2 установлено, что начиная "с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 вводится эксперимент по осуществлению патроната над ребенком" .

В свете указанного, как адвокат по семейным делам, очень надеюсь на то, что принятие этого закона станет определенным этапом на пути введения европейских стандартов и подходов к обеспечению прав детей, отраженных в: постановлении Совета Европы по правам детей и развития социальных услуг, дружественных к детям и семей Руководящих принципах ООН по альтернативному уходу за детьми, постановлении Европейской комиссии «Инвестиции в детей: разорвать круг неблагополучия».

gastroguru © 2017