Санпин для школ. Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН? Допускается ли обучение в 3 смены

Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях

С 1 сентября 2011 г. в действие вступили новые санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данные правила направлены на охрану здоровья обучающихся и распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данные правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением учащихся.

Помимо вопросов, касающихся материально-технической базы образовательных учреждений, большое внимание в санитарных правилах уделено вопросам организации режима образовательного процесса.

В соответствии с гигиеническими требованиями наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях обучение проводят только в первую смену. В школах, работающих с две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов, классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Недельная учебная нагрузка должна равномерно распределять в течение учебного дня и учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков должно составляться с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Проведена дифференциация школьных предметов по трудности в зависимости от возраста детей – введено 3 шкалы трудности. Биологический оптимум умственной работоспособности у школьников приходится на интервал с 10-12.00 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при минимальных психофизиологических затратах. Поэтому в течение рабочего дня наиболее трудные предметы должны проводится на 2, 3, 4 (для старших классов) уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце недели. С учетом этого наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и(или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наибольшему баллу по шкале трудности предметов, либо увеличивается число уроков.

Предметы, требующие много времени на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса.

Обучение в 1-м классе осуществляется по щадящему режиму:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок на свежем воздухе;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

Для всех школьников продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.). Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения регламентируется в зависимости от возраста учащихся

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

Организованных подвижных игр на переменах;

Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...

Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство? И как это все совместить.

Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:

1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;

2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;

5 класс – 31 час при 6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;

6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;

7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;

8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;

10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.

Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— проведение не более 4-х уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:

— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;

— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для школьников 5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников 5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2 - 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 - 9 35 32
10 - 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Обсуждение

скажите, а в какой части этих требований описывается количество учащихся в классах? что делать, если в класс набрано более 30 человек (в параллелях 63 по списку, всего два класса)?

Комментировать статью "Требования к режиму образовательного процесса"

Очередной показатель того, что курс правительства на проводимые реформы образования остается неизменным, – это отклонение Госдумой в первом чтении законопроекта, направленного на определение статуса обязательной части примерной образовательной программы [ссылка-1] . Законопроектом № 544961-6 [ссылка-2] предлагалось закрепить инвариантность обязательной части в общеобразовательных программах, которые реализуют школы. Напомню, что по современным [ссылка-3] федеральным государственным...

Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил [ссылка-1] , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России. Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС [ссылка-2] – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне...

Главный врач РОДКБ Татьяна Панфилова считает образование важной частью жизни школьников, поэтому вот уже несколько лет при больнице функционирует филиал школы, где дети посещают уроки. Но привычная форма образовательного процесса порой не подходит для больного ребенка из-за режима, самочувствия и работы лечебного учреждения. Теперь в рязанской школе №56 робот по имени Степан помогает детям, находящимся на лечении в стационаре, виртуально присутствовать на занятиях и не отставать от школьной...

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса [ссылка-1], это и есть основной аргумент, превышение часов 05.02.2015 14:05:24, ivmarg.

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

Беззаботное босоногое детство безвозвратно ушло в прошлое. Современные дети начинают постигать различные науки и полезные навыки чуть ли не с пеленок. И если наши родители спокойно отправляли нас в первый класс, зная, что именно в школе нас научат писать и читать, но сегодня все больше учебных заведений предъявляет к первоклассникам нешуточные требования, включающие навыки письма и счета, а порой и начальное знание иностранных языков. Неудивительно, что современные родители стараются найти...

Убедительно просим Вас обо всех поступающих к Вам от работников образовательного учреждения требованиях о сдаче денежных средств на «создание условий для реализации образовательного процесса », в том числе о «вступительных» взносах...

Заботиться о летнем отдыхе всегда нужно заранее, особенно если это путевка в санаторий для ребенка-инвалида. Ведь такая путевка порой предоставляется на льготных условиях, и желающих отдохнуть за счет государства немало. Итак, где именно предлагают путевки детям-инвалидам? И на каких условиях? Кто предоставляет путевки? Источников приобретения детской путевки в дом отдыха, летний лагерь или санаторий может быть несколько: 1. Прежде всего - это ваша детская поликлиника по месту жительства. Там...

В беседах учитель выдвигает претензии, что ребенок не заинтересован в учебном процессе, ничего не хочет делать, при этом - да, делает по требованию, но В режиме до обеда мы были только в самом начале, когда совмещали школу и реабилитационный курс в Текстильщиках.

Педагогические условия (выполнение требований государственных образовательных стандартов к содержанию, уровню и. срезов, результатов тестирования, внешней оценки); o особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий o...

Я ищу посыл об обязательном присутствии в школе медработника во время учебного процесса. и нормы, СанПин 2.4.1.1249-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных...

Меня очень беспокоит, что моего ребенка и всех детей в детском саду # 1041, который находится по адресу: Москва, ЮЗАО, ул. Ивана Бабушкина, д. 13, к 2 , лишают возможности дышать свежим воздухом в помещениях. Когда родители спрашивают: "Почему вы не открываете окна?" Там отвечают, что это запрещено. Открывать окна можно только тогда, когда детей нет в группе. Казалось бы, человечный подход, стремление содержать детей в тепле... На самом деле это жестоко по отношению к детям. Детей как правило...

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Полезные советы родителям первоклашек и не только. 1 сентября – это не только первый учебный день и начало золотой осенней поры, но и стресс для многих школьников и их родителей. Тем более, если ребенок идет в школу впервые. Любой медик подтвердит: на долю «школьного фактора» приходится почти 25% случаев ухудшения здоровья детей и подростков. Это и немудрено, ведь за последнее десятилетие нагрузка на школьников возросла почти в 20 раз! Между тем, сохранить физическое и психологическое...

Во-вторых: я у младшей уже установила режим удобный мне для старшего. Сейчас родится третий и мне, что? Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно -воспитательного процесса...

Учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

(Кроме всем известных надомного и экстерната, существуют еще и семейное, когда ответственность за организацию образовательного процесса родители берут на себя, и индивидуальное, иначе обучение по индивидуальному плану)...

Ей в грубой форме было сказано, что в саду начинается учебный процесс, а прочие занятия ее не колебут. И я исхожу из того, что детский сад всё же отличается от тюрьмы по режиму. Школа является бесплатным и обязательным учреждением со своими требованиями.

Учебный процесс проходит в виртуальном пространстве. Рассказывает директор интернет-школы "Просвещение.ру" Елена Подгорная: "В сети Интернет находятся уроки по всем предметам, которые соответствуют требованиям российского образовательного стандарта.

С началом учебного года у родителей и администраций школ возникает множество вопросов, которые необходимо решить в срочном порядке, а некоторые - еще до приема учащихся. Одним из таких обязательных решений является расчет учебной нагрузки и составление учебного расписания. Именно правильно составленное расписание занятий - залог продуктивности обучения и сохранения здоровья ребенка. Оно позволяет сохранить высокую работоспособность на протяжении недели, четверти, всего учебного года.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Специалисты считают, что оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения, должно быть организовано в первую смену.

Не допускается: обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях, а также проведение нулевых уроков.

Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, зависит от того 6-ти или 5-ти дневная рабочая неделя практикуется в конкретном учреждении, а также от возраста учащихся.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

Важно! Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Расписание уроков составляется:

1. отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

2 . с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

3. чередуя различные по сложности предметы в течение дня и недели:

  • для обучающихся I ступени образования (1-5 классы) основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;
  • для обучающихся II (6-9 классы) и III ступени (10-11 классы) образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами;
  • для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках;
  • в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
  • в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Для отдыха в течение дня предусмотрены перемены, п родолжительность которых между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Лучше организовывать перемены на открытом воздухе, причем можно увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, 30 из которых отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности. Если погодные условия не позволяют собрать обучающихся на спортплощадке учреждения, перемену можно провести в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут, за это время должна быть проведена влажная уборка в помещениях и их проветривание, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Правильно составленное расписание занятий не должно приводить к утомлению учащихся, а напротив- только способствовать усвоению новых знаний.

gastroguru © 2017