Оформление радиочастот. Об утверждении "Положения о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)" Получение решения гкрч

Статья посвящена анализу структуры рынка радиоэлектронных средств малого радиуса действия и процедурам, которые должны выполнять его участники для обеспечения доступа к радиочастотному спектру.


В.А. Григорьев
Генеральный директор ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", профессор кафедры космической связи Академии им. А.Ф. Можайского, д.т.н.


И.А. Хворов
Начальник научно-исследовательского отдела ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", к.т.н.

Общие сведения о РЭС SRD

Полный перечень всех радиоэлектронных средств (РЭС), по правилам применения и свойствам относящихся к устройствам малого радиуса действия (Short Range Device: SRD), определен обобщенным решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) № 07-20-03-001 от 7.05.2007 г. "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" (данное решение дополнялось решениями ГКРЧ № 08-24-01-001 от 28.04.2008 г. и № 09-04-07 от 19.08.2009 г.), а также частными решениями ГКРЧ на разработку и серийное производство РЭС. Условия использования частот и сценарии применения приведены в приложениях к данному обобщенному решению ГКРЧ в таблицах по каждому типу РЭС отдельно. Причем по одному типу РЭС могут быть выделены подклассы, которые отличаются по сценарию применения и техническим характеристикам. Например, традиционно различают РЭС наружного и внутриобъектового применения, для которых разница по разрешенной мощности излучения может составлять 10 и более раз.

Система регулирования процесса использования полос частот для РЭС SRD описывается в четырех группах документов:

  • Общие решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Частные решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Постановления Правительства РФ (ППРФ) "О порядке регистрации РЭС".
  • Общие решения ГКРЧ "О порядке ввоза РЭС и комплектующих к ним" и ППРФ "О порядке ввоза абонентских устройств".

С точки зрения процедур регулирования использования РЭС малого радиуса действия выделяют множество признаков систем: по области применения, по диапазону частот, по видам излучений, по мощности излучения, по месту использования, по активности РЭС, по времени суток функционирования, по длительности автономного существования и т.п.

Области применения РЭС малого радиуса действия ограничиваются только фантазией разработчиков оборудования. Существует рекомендованный ETSI перечень этих областей.

Необходимость решения задач различной сложности и степени надежности требует применения такого рода устройств практически во всех доступных диапазонах частот. В устройствах SRD нашли применение все возможные виды модуляции - от узкополосных до сверхширокополосных. Важными с точки зрения электромагнитной совместимости (ЭМС) являются мощность излучения, коэффициент усиления антенны, активность РЭС, интервал времени, в течение которого оборудование может работать на излучение. Разумное сочетание всех влияющих на ЭМС параметров позволяет выбрать для решения той или иной задачи такой тип РЭС, который не приводит к нарушению условий ЭМС с РЭС другого назначения. Вопрос совместимости работы нескольких РЭС на одном объекте был подробно рассмотрен в первой части публикации в предыдущем номере журнала.

Рынок РЭС малого радиуса действия

Основных участников рынка устройств малого радиуса действия можно условно разделить на три группы: производители оборудования, дилеры (сеть реализации) и потребители (проектно-монтажные организации). В табл. 1 и 2 приведены общие сведения о необходимых в общем случае действиях участников рынка.

Действия производителей

Выделение полос радиочастот для данного типа радиоэлектронных средств осуществляется на основании общих или частных решений ГКРЧ с учетом требований и условий распределения и использования полос радиочастот, которые определяются Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации . Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (Роскомнадзором) по заключениям радиочастотной службы на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц .


Основным руководящим документом в этом вопросе в настоящее время является "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот", утвержденное решением ГКРЧ .

Выделение полос частот в целях ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и высокочастотных устройств (ВЧУ) различного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 "Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам" входит в полномочия ГКРЧ. Решения ГКРЧ о выделении полос частот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации указанных устройств являются разрешением для ввоза их из-за границы на территорию РФ.

Перечень разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и ВЧУ размещен на сайте www.minsvyaz.ru в разделе "Решения ГКРЧ" (для РЭС малого радиуса действия это Разделы XXII, XXV, XXVII, XXX, ХXXIII, XXXV данного перечня). Часть РЭС SRD попадает под определение оконечного оборудования. Перечень оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, устанавливает ППРФ № 5 от 5 января 2005 г. "Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и правил использования оконечного оборудования, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации". Порядок ввоза для РЭС SRD с апреля 2009 г. существенно упрощен . В перечень не требуется включать конкретные типы оборудования, параметры которых подпадают под действие решения ГКРЧ "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" . Только в случае несоответствия характеристик ввозимых РЭС указанным в решении техническим характеристикам требуется получение частного решения ГКРЧ для включения в перечень.

Действия пользователей

Сразу оговоримся, что отдельные классы РЭС малого радиуса действия, предусмотренные перечнем, утвержденным ППРФ , не подлежат регистрации в Роскомнадзоре.

В случае если регистрация (перерегистрация) необходима, то следует учесть, что в связи с изменением требований к порядку регистрации РЭС и ВЧУ к заявлению необходимо прилагать сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых РЭС, перечень которых утвержден приказом Россвязьохранкультуры .

Упрощение процедур

Естественно, что все участники рынка хотят максимально упростить для себя различные регуляторные процедуры перед началом эксплуатации РЭС.

Конечный потребитель напрямую заинтересован в полном отсутствии каких-либо действий со своей стороны и хотел бы жить по принципу "купил - применил". Продавцы и изготовители также заинтересованы в расширении номенклатуры РЭС, включенных в обобщенные решения ГКРЧ на выделение частот, а также в расширении перечня оборудования, не требующего регистрации, что вполне целесообразно в отношении устройств малого радиуса действия, функционирующих в полосе частот категории "СИ" ("совместное использование"). В табл. 3 приведена информация о необходимых действиях в соответствии с процедурами доступа к спектру для каждого из типов устройств малого радиуса действия. Одной из основных целей производителей SRD-устройств является простота их применения и соответственно отсутствие сложных процедур согласования частотных присвоений для пользователей РЭС. Упрощения применения РЭС достигают, вводя различного рода ограничения на технические характеристики, такие как: мощность, активность, время работы, коэффициент направленного действия антенн и прочее. Однако выбор технических характеристик процесс творческий и имеет специфику для каждого диапазона частот.

Во всех случаях необходимо определить по заданным параметрам РЭС, функционирующих в заданном диапазоне частот на основе заданного протокола обмена в канале, сценарий применения и "правила игры" по использованию частот для обеспечения ЭМС устройств SRD с уже действующими РЭС.

Всегда возможно подобрать такие характеристики РЭС, чтобы при заданном сценарии стало возможным воспользоваться одной из упрощенных процедур получения частот (табл. 4).

В России регулирующие органы используют для управления оборотом РЭС малого радиуса действия процедуры, которые условно можно разделить на четыре типа. Наиболее востребованными процедурами являются 3-й и 4-й.


На первых этапах применения РЭС SRD чаще всего используется первая процедура: без отдельных решений ГКРЧ (см. табл. 4). И только при накоплении опыта работы с заданным классом устройств оказывается возможным дальнейшее упрощение процедуры использования спектра, в частности, переход ко второму типу процедур применения: без получения разрешений на использование. Чаще всего упрощение достигается за счет введения более жестких требований к параметрам РЭС, которые указываются в соответствующих таблицах ТТХ (№ 1-4). Так как объем рынка устройств SRD с уменьшением количества нефинансовых барьеров (или "иначе" количества разрешительных документов) существенно растет, то общей целью и у регулирующих органов, и у участников рынка является достижение так называемого безлицензионного режима применения РЭС SRD (табл. 4, процедуры 3 и 4). Сложность достижения такого режима использования состоит в том, что получение различных разрешительных документов регламентируется разными нормативными актами и зависит от разных органов власти: как отраслевых, так и общегосударственных. Однако надо помнить, что нерешаемых технических задач не существует. Важно понимать взаимосвязи между требуемой процедурой доступа к спектру, техническими характеристиками РЭС и областью их применения, а также то, что данный класс РЭС применяется практически всегда совместно с уже имеющимися классами РЭС и не должен создавать им помех. То есть принятие решения в данной области всегда компромиссное. И этот компромисс достижим, если все участники ставят реальные условия, учитывая ограничения со стороны других участников рынка.


Сухой остаток

1. Рынок РЭС малого радиуса действия весьма объемен и многогранен. Основным игроком на этом рынке являются производители оборудования, которые максимально заинтересованы в упрощении регуляторных процедур доступа к спектру.

2. В статье представлена информация о необходимых действиях для получения доступа к радиоспектру для РЭС малого радиуса действия. Среди наиболее популярных диапазонов радиочастот для систем безопасности в настоящее время можно выделить:

  • 2400-2483,5 МГц - необходима регистрация РЭС в территориальных органах Роскомнадзора; вне помещений используются РЭС технологии ZigBee (при ограничении на интенсивность работы 5%) и РЭС технологии Bluetooth (при ограничении на интенсивность работы 1% и высоту подвеса антенны 10 метров) с мощностью передатчика до 100 мВт включительно. В случае вну-триобъектовых решений с той же мощностью ограничений на интенсивность работы нет;
  • 433,05-434,79 МГц и 868,0-868,2 МГц: при мощности излучения до 10 мВт разрешение и регистрация не требуются.

Таким образом, важной задачей является изучение действующих нормативных документов и уяснения "правил игры" для каждого типа РЭС.


Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2006 г. № 439-23.

2. Решение ГКРЧ от 26.02.2008 г. № 08-23-02-001 "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот".

3. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи", ст. 24.

4. Решение ГКРЧ от 28.04.2009 г. № 09-03-05-2 "Об упрощении процедуры ввоза на территорию Российской Федерации комплектующего оборудования (компонентов) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".

5. Решение ГКРЧ от 7.05.2007 г № 07-20-03-001 "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия".

6. ППРФ от 12.10.2004 г. № 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".

Курс “Введение в специальность технология радиоэлектронных средств” является базой для многих специальных дисциплин конструкторско-технологического профиля. Широкое распространение радиоэлектронных средств во всех отраслях народного хозяйства вызывает необходимость получения специалистами всех специальностей основ теоретических и практических знаний по существующей технологии разработки, изготовления и эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС).

Под РЭС понимают изделие и его составные части, в основу функционирования которых положены принципы радиотехники и электроники. Термин «радиотехника» широко использовался до 50-х годов ХХ века и определял область науки и техники, связанную c генерацией, излучением, приемом и преобразованием радиоволн. Электроника это область науки, связанная с созданием приборов, принцип работы которых основан на взаимодействии электронов с электромагнитными полями внутри вакуумных приборов и полупроводников (элементная база РЭС).

Электроника прошла несколько этапов развития, за время которых сменилось несколько поколений элементной базы: дискретная электроника электровакуумных приборов, дискретная электроника полупроводниковых приборов, интегральная электроника микросхем (микроэлектроника), интегральная электроника функциональных микроэлектронных устройств (функциональная микроэлектроника).

Элементная база электроники развивается непрерывно возрастающими темпами. Каждое поколений, появившись в определенный момент времени, продолжает совершенствоваться в наиболее оправданных направлениях. Развитие изделий электроники от поколения к поколению идет в направлении их функционального усложнения, повышения надежности и срока службы, уменьшения габаритных размеров, массы, стоимости и потребляемой энергии, упрощения технологии и улучшения параметров электронной аппаратуры.

Становление микроэлектроники как самостоятельной науки стало возможным благодаря использованию богатого опыта и базы промышленности, выпускающей дискретные полупроводниковые приборы. Однако по мере развития полупроводниковой электроники выяснились серьезные ограничения применения электронных явлений и систем на их основе.

Поэтому микроэлектроника продолжает продвигаться быстрыми темпами как в направлении совершенствования полупроводниковой интегральной технологии, так и в направлении использования новых физических явлений.

Изделия микроэлектроники: интегральные микросхемы различной степеней интеграции, микросборки, микропроцессоры, мини- и микро-ЭВМ – позволили осуществить проектирование и промышленное производство функционально сложной радио- и вычислительной аппаратуры, отличающейся от аппаратуры предыдущих поколений лучшими параметрами, более высокими надежностью и сроком службы, меньшими потребляемой энергией и стоимостью. РЭС на базе изделий микроэлектроники находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Созданию систем автоматического проектирования, промышленных роботов, автоматизированных и автоматических производственных линий, средств связи и многому другому способствует совершенствование РЭС и ее элементной базы.

Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА СВЯЗЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении "Положения о порядке государственного
надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных
средств (РЭС) и высокочастотных устройств
(ВЧ устройств)"

В целях регулирования надзорной деятельности службы Госсвязьнадзора России и во исполнение "Плана мероприятий по устранению недостатков, изложенных в Отчете Главного контрольного управления Президента Российской Федерации о проверке выполнения Главгоссвязьнадзором России возложенных на него задач

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действе с 01.08.98 Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств).

2. Начальникам управлений, отделов Главгоссвязьнадзора России, начальникам региональных управлений Госсвязьнадзора России принять Положение к руководству и исполнению (прилагается).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на УД (Коканова).

Начальник
Н.А.Логинов

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)

УТВЕРЖДЕНО
приказом Начальника
Главгоссвязьнадзора России
от 03.07.98 N 48

1. Общие положения

1.1. Государственный надзор за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств (далее - надзор за РЭС) осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом "О связи" , "Положением о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации" , утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15.11.93 N 1156 , постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.93 N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации" , "Положением о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации РЭС (ВЧ устройств)" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 643, "Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 832, "Положением о защите радиоприема от индустриальных помех" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.97 N 1142 и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

1.2. Надзору органов Госсвязьнадзора России подлежит деятельность по связи юридических, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физических лиц - владельцев РЭС (ВЧ устройств) гражданского применения: радиостанций всех назначений, радиопередатчиков всех назначений (судовых, береговых, радиосвязных радиовещательных телевизионных), радиолокационных станций, радиорелейных станций, земных станций спутниковой связи, радиоудлинителей телефонных линий связи, радиомикрофонов, устройств охранной сигнализации, радиосистем персонального вызова и поиска, радиомодемов, высокочастотных устройств независимо от срока эксплуатации, характера радиоизлучения, диапазона радиочастот и назначения (в том числе РЭС, входящих в качестве комплектующих изделий в различное оборудование и транспортные средства) и других РЭС, которые подлежат обязательной регистрации в органах Госсвязьнадзора России, а также владельцев РЭС, в том числе иностранных, временно ввозящих РЭС из-за границы для использования на спортивных соревнованиях, выставках, ярмарках и других мероприятиях.

Надзор за РЭС гражданского применения, которые не подлежат регистрации в органах Госсвязьнадзора России (бесшнуровые телефонные аппараты (радиотелефоны) и радиомикрофоны с мощностью излучения менее 10 мВт, детские радиопереговорные устройства и радиоуправляемые игрушки, работающие в полосах радиочастот 26957-27283 кГц с мощностью излучения менее 10 мВт, высокочастотные устройства с мощностью в нагрузке менее 5 Вт), осуществляется в части соблюдения порядка и правил их ввоза и реализации (торгующими организациями), а на этапе эксплуатации - при жалобах на помехи со стороны этих РЭС.

1.3. Действие Положения не распространяется на организации министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России (в случае использования РЭС указанных министерств и ведомств в коммерческих целях на них распространяется действия настоящего Положения). Перечень министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России, а также текущие уточнения Перечня доводятся Главгоссвязьнадзором России до региональных управлений Госсвязьнадзора России установленным порядком по согласовании с Минобороны России.

1.4. Настоящее Положение определяет деятельность органов Госсвязьнадзора России по надзору за РЭС на этапах создания сетей (объектов) радиосвязи и в процессе их эксплуатации.

1.5. В настоящем Положении используются термины и определения, приведенные в Приложении.

1.6. Оператор (владелец РЭС, ВЧ устройства; далее - владелец РЭС) должен осуществлять эксплуатацию радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства на основании выданных органами Госсвязьнадзора России разрешений на их эксплуатацию, а также в соответствии с технической и эксплуатационной документацией и несет полную ответственность за качество связи.

1.7. Основными задачами органов Госсвязьнадзора России при осуществлении надзора за РЭС являются:

1.7.1. Осуществление надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами:

Правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, телевидения, радиовещания, систем радионавигации и радиоопределения (далее радиосвязи), требований нормативно-технической документации по организации их технической эксплуатации, соблюдению техники безопасности;

Порядка испытаний действующих сооружений радиосвязи на соответствие стандартам и утвержденной технической (проектной) документации;

Требований по использованию радиочастот и РЭС в условиях выданных лицензий;

Требований применения на сетях и сооружениях радиосвязи оборудования, сертифицированного установленным порядком;

Порядка использования РЭС и ВЧ устройств в соответствии с выданными разрешениями;

Уровня предельно допустимых помех теле- и радиоприему, создаваемых техническими средствами, в том числе ВЧ устройствами;

Требований использования только аттестованных и поверенных средств измерительной техники.

1.7.2. Осуществление контроля за соответствием параметров радиоизлучения и приема РЭС, уровней индустриальных помех и предоставляемых услуг связи установленным нормам.

1.7.3. Проведение работ по обеспечению электромагнитной совместимости РЭС, осуществление контроля за помехами теле- и радиоприему, выявлению юридических и физических лиц, использующих РЭС и ВЧ устройства без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, и пересечению их работы.

1.7.4. Проведение работ по контролю лицензиатов за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области радиосвязи, телевидения и радиовещания.

Примечание: Порядок контроля за выполнением условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС определяется действующими нормативными документами по контролю лицензируемой деятельности в области связи и в настоящем Положении не рассматривается.

1.8. В целях выполнения функций надзора государственные инспекторы органов Госсвязьнадзора России имеют право:

Беспрепятственно входить при предъявлении служебного удостоверения в эксплуатационно-технические помещения связи для выполнения возложенных на службу задач;

Проверить у юридических и физических лиц наличие разрешения органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства), если оформление такого разрешения на эксплуатируемую аппаратуру предусмотрено действующими нормативно-правовыми документами;

Затребовать у оператора (владельца РЭС) сведения, связанные с деятельностью по радиосвязи, а также осуществлять проверку деятельности, связанной с использованием радиочастот и РЭС;

Требовать от операторов (владельцев РЭС) соблюдения условий, предусмотренных разрешительными документами на осуществление деятельности по радиосвязи;

Проводить инспекцию на любом объекте радиосвязи в любое время, с целью проверки его технических характеристик условий эксплуатации, технического обслуживания, соблюдения техники безопасности и выполнения условий лицензии (в случае предоставления услуг связи);

Составлять акты (протоколы) о нарушениях порядка эксплуатации РЭС (ВЧ устройств);

Выдавать обязательные для выполнения организациями, юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, технической эксплуатации средств радиосвязи и вспомогательного оборудования, техники безопасности при их эксплуатации и немедленного отключения излучающих РЭС, работающих без разрешения или с отклонениями от присвоенных значений рабочих частот, а также устранения в установленный срок нарушений требований к параметрам радиоизлучения и приема и/или помех теле- и радиоприему;

Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или прекращении деятельности по радиосвязи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг связи или нарушающих условия выданных лицензий;

Применять в установленном порядке штрафные санкции и вносить предложения о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей организаций, других юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований при осуществлении деятельности по радиосвязи;

Лишать права на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства);

Принимать в установленном порядке меры по изъятию и конфискации РЭС (ВЧ устройства).

1.9. Оплата услуг (работ) по регистрации, контролю и инспектированию РЭС и ВЧ устройств, контролю использования частотных присвоений осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи.

Другие виды услуг (работ), выполняемые управлениями Госсвязьнадзора России оплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

1.10. При необходимости, на основе требований Положения могут быть разработаны соответствующие инструкции для проверки конкретных типов сетей (объектов) радиосвязи, в которых должны быть учтены их специфические особенности и конкретные условия использования.

2. Порядок надзора за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно-технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно-технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радиои телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставленных услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно, проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г.Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР .

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

Органы Госсвязьнадзора России ведут учет количества выданных предписаний и осуществляют контроль за их выполнением.

2.12. Надзор за РЭС на этапе эксплуатации проводится региональными управлениями Госсвязьнадзора России и УНРС с момента выдачи оператору радиосвязи (владельцу РЭС) разрешения на эксплуатацию РЭС и осуществляется в соответствии с планами надзора за РЭС. При осуществлении инспекторского контроля проводятся плановые, повторные и внеплановые проверки.

Под плановыми проверками понимаются проверки, которые осуществляются в соответствии с заранее составленным графиком проверок.

Повторные проверки производятся в целях проверки выполнения оператором радиосвязи (владельцем РЭС) предписаний, выданных по результатам предыдущей проверки.

Под внеплановыми проверками понимаются проверки, производимые при:

При рассмотрении жалоб на радиопомехи и качество предоставляемых услуг радиосвязи;

По поручениям Главгоссвязьнадзора России, органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации;

При обращениях операторов радиосвязи (владельцев РЭС), связанных с их потребностями (в продлении или переоформлении ранее выданных разрешений).

При плановых проверках региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС заблаговременно извещает операторов (владельцев РЭС) о сроках и объемах проведения работ.

Внеплановые проверки могут проводиться без предварительного уведомления.

При этом основное внимание должно быть обращено на те пункты условий осуществления деятельности оператора, которые привели к необходимости ее проведения. Допускается также выборочная проверка выполнения условий осуществления оператором (владельцем РЭС) деятельности по радиосвязи.

2.13. Планирование контроля за РЭС (инспекторского и эфирного радиоконтроля) проводится региональным Управлением Госсвязьнадзора России и УНРС путем составления планов, утверждаемых руководством данного Управления.

Планы должны содержать перечень организаций, мероприятий и ориентировочные сроки с указанием исполнителей.

Планирование контроля за РЭС осуществляется с учетом важности сетей (объектов) радиосвязи и РЭС, а также с учетом обеспечения ежегодного охвата надзором не менее 30% сетей (объектов) радиосвязи.

Проведению инспекторского контроля за РЭС должен предшествовать предварительный анализ документов регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС и результатов эфирного радиоконтроля по проверяемому объекту радиосвязи с целью разработки плана проведения проверки. При необходимости также может быть проведен опрос или анкетирование пользователей радиосвязью.

3. Обеспечение ЭМС при появлении радиопомех РЭС

3.1. С целью исключения радиопомех другим РЭС региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязаны контролировать соблюдение операторами радиосвязи (владельцами РЭС):

Частотных, территориальных, временных, энергетических и других ограничений на работу своих РЭС, установленные соответствующими разрешительными документами, выданными органами Госсвязьнадзора России;

Параметров радиоизлучения своих РЭС (с записью в журнале технического обслуживания РЭС) и обеспечивать их соответствие требованиям ГОСТов и других нормативно-технических документов;

Принимать меры по приведению параметров радиоизлучения и условий использования РЭС, в случае получения обоснованных претензий на радиопомехи от владельцев других РЭС, в соответствие с установленными требованиями.

В случае неправомерного использования оператором (владельцем РЭС) радиочастот и РЭС, нарушения условий их использования, определенных выданным разрешением, его деятельность должна быть приостановлена или прекращена, а к нарушителю применены меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3.2. При возникновении радиопомех действующим РЭС владельцы последних принимают меры по выяснению причин их возникновения. В случае невозможности выявления и устранения радиопомех своими силами владельцы этих РЭС обращаются в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС, которое принимает меры по исключению указанных радиопомех самостоятельно или во взаимодействии с региональными или центральными (через Главгоссвязьнадзор России) радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ.

Данные о воздействии на РЭС радиопомех представляются на унифицированных машиноориентированных бланках в соответствии с "Положением о Единой системе сбора и использования информации, необходимой для решения задач ЭМС РЭС всех назначений" (форма 2П).

3.3. Для устранения помех РЭС региональными управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС проводятся следующие работы:

Проверка условий использования радиочастот и РЭС операторами (владельцами РЭС);

Измерение радиопомехи на объекте радиосвязи (определение значений номиналов радиочастот, уровня и азимутального пеленга мешающих сигналов на входе радиоприемного устройства РЭС в некоторой полосе частот ниже и выше рабочей частоты РЭС, а также влияния помехи на параметры выходного сигнала оконечного устройства РЭС);

Анализ сведений о помехе на основе информации о РЭС, расположенных в районе действия помехи, с целью определения перечня и принадлежности РЭС - возможного источника помехи;

Экспериментальное определение источника помех среди РЭС, проводимое путем их выключения;

Определение возможности создания помехи от РЭС военного применения (если это необходимо);

Определение причины возникновения недопустимой помехи и разработка организационно-технических мероприятий по ее устранению;

Контроль за реализацией мероприятий по устранению непреднамеренной помехи.

3.4. При поступлении претензий от иностранных государств на помехи, создаваемые радиоэлектронными средствами гражданского применения, Главгоссвязьнадзор России определяет правовую основу этих претензий, устанавливает принадлежность РЭС, создающих радиопомехи, принимает меры по их устранению и информирует о принятых мерах соответствующие администрации связи.

3.5. С целью предотвращения возможных помех РЭС при выполнении особо важных работ и мероприятий, Главгоссвязьнадзор России по заявке Минобороны России вводит временные запреты (ограничения) на работу РЭС - потенциальных источников радиопомех.

Порядок введения временных запретов (ограничений) определяется специальным Положением.

3.6. В целях предотвращения работы неразрешенных к эксплуатации РЭС региональные управления Госсвязьнадзора России, УНРС проводят совместные с органами МВД России рейды по обнаружению неразрешенных к эксплуатации РЭС и их изъятию, осуществляют надзор за порядком реализации РЭС торгующими организациями.

4. Продление срока, приостановление или прекращение действия разрешения на эксплуатацию РЭС

4.1. Продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основании обращения оператора в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС.

В противном случае, по истечении срока действия выданное оператору разрешение на эксплуатацию РЭС аннулируется автоматически и дальнейшая эксплуатация РЭС не допускается.

Прекращение или приостановление действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основе оценки состояния объекта радиосвязи и деятельности оператора (владельца РЭС) в процессе его работы по обеспечению радиосвязи.

4.2. По представленным материалам на продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС проводит оценку деятельности оператора (владельца РЭС) за период эксплуатации РЭС и оформляет соответствующее заключение.

В заключении должны содержаться сведения:

О существующем техническом состоянии объекта радиосвязи;

О выполнении оператором (владельцем РЭС) условий использования радиочастот и РЭС в период действия разрешения;

Об имевших место со стороны оператора (владельца РЭС) правонарушениях в вопросах использования радиочастот и РЭС и результатах их устранения;

Выводы и предложения о дальнейшей деятельности оператора (владельца РЭС).

На основании этого заключения для РЭС с децентрализованным присвоением радиочастот региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС принимает решение о продлении разрешения на эксплуатацию РЭС на новый срок или о прекращении его действия.

По РЭС с централизованным присвоением радиочастот оформленное заключение направляется региональным Управлением Госсвязьнадзора России, УНРС в Главгоссвязьнадзор России для продления или аннулирования разрешения на использование радиочастот.

Главгоссвязьнадзор России рассматривает представленное заключение и в случае принятия решения о продлении деятельности оператора (владельца РЭС) в установленный срок переоформляет разрешение на использование радиочастот, на основании которого региональным управлением Госсвязьнадзора России, УНРС переоформлялся разрешение на эксплуатацию РЭС.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств от имени органов государственного надзора за связью в Российской Федерации вправе: Главный государственный инспектор по надзору за связью в Российской Федерации, старшие государственные инспектора по надзору за связью в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

5. Отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС

Региональные управления Госсвязьнадзора России и УНРС ведут отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС, результаты представляют в Главгоссвязьнадзор России установленным порядком.

Приложение. Термины и определения, применяемые в Положении

Приложение
к п.1.5

Высокочастотные устройства (ВЧ устройства) - технические средства (оборудование, аппараты, приборы и т.п.), предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целей, за исключением применения в области электросвязи.

Лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О связи" и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи.

Лицензиат - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию Госкомсвязи России на право предоставления услуг связи в Российской Федерации.

Объект радиосвязи - совокупность РЭС, технических средств и сооружений, предназначенных для осуществления радиосвязи и находящихся в ведении юридического или физического лица.

Оператор радиосвязи (владелец РЭС) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению радиосвязи, в том числе предоставление услуг радиосвязи.

Радиосвязь - всякая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода, осуществляемая посредством радиоволн.

Радиоэлектронная обстановка - совокупность радиоэлектронных средств в заданном районе пространства.

Радиоэлектронное средство (РЭС) - техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования, предназначенных для передачи и приема радиоволн.

Пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи.

Техническое средство - изделие, оборудование, аппаратура или их составные части, функционирование которых основано на законах электротехники, радиотехники и(или) электроники, содержащие электронные компоненты и(или) схемы, которые выполняют одну или несколько следующих функций: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание. Оно может быть радиоэлектронным средством, средством вычислительной техники, средством электронной автоматики, электротехническим средством, а также изделием промышленного, научного и медицинского назначения.

Услуга радиосвязи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений с помощью радиосвязи.

Эксплуатация - целевое использование РЭС (ВЧ устройств) в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

Электромагнитная обстановка - совокупность радиочастотных сигналов в заданном районе (точке) пространства.

Электромагнитная совместимость - способность РЭС одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим РЭС.

Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов по вопросам
использования радиочастот в радиоэлектронных
системах и высокочастотных устройствах
гражданского применения,
1999 год


Процедура получения разрешительных документов для последующей эксплуатации РЭС состоит из трёх этапов:

1. Подача документов с целью получение Решения ГКРЧ (Государственная комиссия по радиочастотам) о выделении полос радиочастот для применения радиоэлектронных средств (РЭС).

Решение выдается оператору Государственной комиссией по радиочастотам с целью последующего приобретения на территории РФ (или приобретения по импорту в установленном порядке) и последующего применения того или иного РЭС, функционирующего в определенной полосе радиочастот на территории конкретного субъекта (или субъектов) РФ. Так же указывается срок действия решения ГКРЧ, в течение которого оператор имеет право использовать РЭС.

Кроме этого, указываются условия использования выделенных Решением ГКРЧ полос радиочастот для применения РЭС на указанных территориях (как правило, это перечень технических и процедурных вопросов: что и с кем необходимо согласовать, для эксплуатации РЭС на основе Решения ГКРЧ). Контроль за выполнением указанных условий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи.

Конкретные номиналы рабочих частот для указанных в Решении РЭС должны назначаться Федеральным агентством связи (ФАС) по заключению радиочастотной службы, подготовленному на основании расчетов электромагнитной совместимости (ЭМС) указанных в Решении РЭС с другими РЭС военного и гражданского назначения, работающими в районе их размещения, с применнением разработанных и согласованных установленным порядком условий их совместного использования с другими РЭС. Места размещения должны быть согласованы в соответствии с Положением и изменениями и дополнениями к нему, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994г. №643 и от 7 августа 1998г. №908 соотвественно.

Следует отметить, что получение решения ГКРЧ является самым сложным и длительным этапом на пути оформления радиочастот.

2. Получение заключения экспертизы ФГУП «ГРЧЦ» (Главный радиочатотный центр).

Одним из условий использоваия выделенных Решением ГКРЧ полос радиочастот для применения РЭС на указанных в Решении территориях является предоставление в радиочастотную службу материалов в соответствии с «Положением о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот» для получения заключения экспертизы о возможности использования указанных РЭС и об их электромагнитной совместимости (ЭМС) с действующими и планируемыми для использования РЭС другого назначения. При этом первое, оформленное в установленном порядке обращение в радиочастотную службу с целью получения заключения указанной экспертизы должно быть представлено по каждому заявленному в Решении ГКРЧ субъекту РФ в течение одного года с даты принятия Решения ГКРЧ.

Данная процедура заключает в себя определение возможности использования отдельных номиналов радиочастот для заявляемого РЭС совместно с РЭС гражданского и военного назначенияления. В отличии от получения решения ГКРЧ заключение экспертизы ГРЧЦ выдается на РЭС с указанием абсолютно всех технических данных (конкретных номиналов и полос радиочастот, географичеких координат мест установки РЭС, высот подвеса антенн, мощностей, ширины диаграмм направленности антенн и множества других параметров) сведенных в частотно-территориальный план (ЧТП).

При этом вопросами согласования с РЭС гражданского назначения и проведением международной правовой защиты (МСЭ), выполняет ФГУП «Главный радиочастотный центр» на договорной основе, а согласование с РЭС военного назначения проводит ФГУП «Воентелеком» также на договорной основе. Отчетные материалы Воентелекома направляются в ГРЧЦ и оператору. По итогам проведения работ ГРЧЦ выдает оператору заключение экспертизы о возможности использования отдельных номиналов радиочастот с учётом тех или иных ограничений.

3. Получение Разрешения ФАС на использование радиочастот. Разрешение на эксплуатацию РЭС Россвязьнадзора.

Завершающая стадия, которая, в общем, носит формальный характер, однако, к сожалению, может затягиваться на неопределённое время. В случае коммерческого использования РЭС так же требуется зарегистрировать РЭС в Россвязьнадзоре.

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно - технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно - технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно - измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радио- и телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставляемых услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

КонсультантПлюс: примечание.

закона

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

gastroguru © 2017