В определение социального статуса входит. Социальный статус и социальная роль

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные статусы и роли

Реферат по социологии

Выполнила

Тищенко Т.М.,

учитель истории

19.04.2014 г.

План

Введение

  1. Статусы - основные элементы социальной структуры общества:

1.1. Социальный и личный статус

1.2. Приписываемый и прирожденный статус

1.3. Достигаемый статус

1.4. Главный статус

2. Элементы статуса:

2.1. Социальная роль – поведенческая сторона статуса

2.2. Статусные права и обязанности

2.3 Имидж – статусный образ

2.4. Статусная идентификация

Заключение

Введение

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

При работе над темой нами были изучены работы С.С. Фролова [ 9 ], А.И Кравченко , , В.Г. Немировского , А.К. Сковикова, А.П. Бойко , С.С. Новиковой , работы по социологии под редакцией А.М. Визельман

[ 7 ], А.Ю. Мягкова[ 6 ], Г.В. Осипова .

А.И. Кравченко очень подробно знакомит читателей с понятием социального статуса, но о социальной роли говорит мало, кратко. А вот в работе В.Г. Немировского, наоборот, большое внимание уделяется изучению социальной роли личности в обществе в опоре на исследования социологов с мировым именем, а о социальном статусе сказано лишь несколько фраз.

В книге С.С. Новикова для объяснения понятия социальная роль автор использует пример, взятый из классической литературы – пьесы В. Шекспира, что эмоционально украсило изучение данной темы. В учебном пособии А.Ю. Мягковой об исследуемой нами проблеме говорится буквально на двух страницах, что нас несколько огорчило, поскольку стиль автора прост, доступен для понимания даже непосвященного читателя. Незаменимым подспорьем в работе стало справочное пособие для студентов в виде шпаргалки.

Некоторые затруднения вызвал понятийный аппарат, данный авторами не одинаково в разных изданиях. Одни из них вели разговор о статусной роли, другие – о социальной роли. Задавшись вопросом, являются ли эти два понятия обозначением одного явления, мы внимательно изучили мнения разных сторон и пришли к выводу, что понятия статусная роль и социальная роль являются выражением одного и того же - это ожидаемое поведения человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

  1. Статусы – основные элементы социальной

Структуры общества. Виды статусов.

1.1. С о ц и а л ь н ы й и л и ч н ы й с т а т у с

Термин «социальный статус» (от лат. status - состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции. Необходимо различать два вида статусов: социальный и личный .

С о ц и а л ь н ы й статус употребляется в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной) .

Социальные статусы - "водитель", "мать", "мужчина" и т.п. - всего лишь пустые ячейки в социальной структуре общества. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы и полезны обществу: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

Любой человек участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном) .

Л и ч н ы й с т а т у с - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы относятся к нему с подозрением или осторожностью. Потом окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный статус.

1.2. П р и п и с ы в а е м ы й и п р и р о ж д е н н ы й с т а т у с.

Кроме рассмотренных статусов существуют и другие.

Приписываемый статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится.

Возраст является приписываемым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Следовательно, "сын" может быть как прирожденным, так и приписываемым статусом.

Прирожденными статусами считаются только три социальных статуса: пол (мужчина и т.п.), национальность (русский и т.п.), раса (негр и т.п.). Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. К прирожденным статусам также относятся личные статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен".

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский - следует считать прирожденным?

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте.

Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный статус, но к нему не сводится. Биологически унаследованный статус называют прирожденным. В отличие от него социально приобретаемый статус называют приписываемым. Приписываемый статус неподконтролен индивиду.

Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним - приписываемый статус .

1.3. Д о с т и г а е м ы й с т а т у с.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемым или приобретенным являются статусы депутата, рабочего, учителя, студента.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

1.4. Г л а в н ы й с т а т у с.

Каждая личность, как правило, имеет много статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его .

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные, независимо от того, каков набор статусов у данного индивида (например, статус чемпиона мира).

  1. Элементы статуса личности в обществе.

Элементами статуса являются: социальная роль (социально одобряемое

поведение), права и обязанности, статусный образ (соответствие образу

своего социального и личного статуса), идентификация (психологическое

отождествление себя со своим статусом) .

2.1. С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э. Дюркгейм, М. Вебер, а позднее - Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Линтон и др. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С. Кон, В.А. Ядов. «Социальная роль, - пишет И.С.Кон, - это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» .

В мировой литературе распространен образ человека как актера, играющего заданные ему социальные роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают слова В. Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится»:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст-

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что в юности берег, широких

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы-

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего .

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

В настоящее время она активно используется в системе категорий современной социологии. Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение людей, действующих в определенной социальной ситуации в зависимости от их статуса или позиции, и само это поведение, реализующее данные нормы. Любое общество или социальную группу можно представить как набор определенных социальных позиций (начальник, подчиненный, отец, ребенок и т.п.). Эти позиции диктуют человеку особое поведение, вытекающее из данной позиции.

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания - то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой -ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках данной роли .

Содержание социальной роли складывается из ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих ее деятельность в самых разных областях социальной жизни: от семейной до политической. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать и различные потребности личности (потребность в деятельности, в престиже, в материальном благополучии и т.д.), и внешняя необходимость.

В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписание - требования в связи с подобным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции - социальные последствия действия в рамках требований соц. роли.

Каждая нормативная система имеет определенный «набор ролей».

Американский социолог Т. Парсонс полагал, что для описания социальной роли следует использовать пять характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, учителя или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, когда люди обычно бурно проявляют свои чувства.

2. Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми на основе установленных правил. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен своими интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Парсонс считает, что любая социальная роль включает определенное сочетание перечисленных характеристик .

Роли задаются личности несколькими способами.

Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания и готовности прийти на помощь.

Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью.

В-третьих, существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Ни один из способов закрепления ролей не является первичным. Социальная роль формируется на их пересечении, но при этом в различных культурах и сферах общественной жизни каждый из названных способов имеет неодинаковое значение.

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья выполнять роль отца или матери и т.п.

Каждый человек одновременно выполняет различные роли. Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые поведению человека различными социальными ролями не противоречили друг другу.

Для описания системы социальных ролей личности как целостности в отечественной социологии традиционной используются два понятия: «образ жизни» и «стиль жизни». Образ жизни можно определить как совокупность устойчивых форм жизнедеятельности индивида или социальной группы в единстве с их условиями.

Стиль жизни - понятие более узкое и описывает те виды жизнедеятельности человека (в совокупности с их условиями), которые выбраны им самостоятельно, без внешнего принуждения. Иными словами, если образ жизни человека характеризует ту сторону системы его социальных ролей, которая принята под воздействием социальных норм и требований, то стиль жизни - социальные роли или их элементы, выполняемые им в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Социальная роль -поведенческая сторона статуса. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "администратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей области знаний" и другие. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называют

Р о л е в ы м н а б о р о м.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса.

Модель поведения, ориентированная на конкретный социальный или личный статус, называется статусной ролью или социальной ролью, или просто ролью. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. Подданные же должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Итак, социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, обусловленных его местом в системе общественных отношений и социальным статусом, является своего рода связующим звеном между обществом и личностью. Именно в системе выполняемых личностью социальных ролей персонифицируются общественные отношения.

При анализе ролевого поведения личности важно учитывать, что человек – не пассивная марионетка в руках судьбы. Люди свободны в выборе не только своих социальных ролей, они могут существенно отступать, отклоняться от следования предписаниям социальной роли. Человеку предоставляются широкие возможности для выбора того или иного варианта поведения в рамках объективной необходимости и, следовательно, создает основу для возникновения ответственности за свои поступки [ 3, с. 113].

2.2. С т а т у с н ы е п р а в а и о б я з а н н о с т и.

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник.

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осуществление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "академическими свободами": независимость суждений, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением.

Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения .

2.3. И м и д ж - с т а т у с н ы й о б р а з.

Статусные права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статуcе .

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

2.4. С т а т у с н а я и д е н т и ф и к а ц и я.

Статусная идентификация - это отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом. Так, обязательным атрибутом сегодняшнего профессора должен быть костюм с галстуком.

Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистанцироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную ногу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают.

Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он также фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчиненным не фамильярничает, а грубит.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам .

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации.

Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост. Но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.

Заключение

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли ), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе (профессия, класс, национальность). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить: 1)на приписываемый (т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения - пол, возраст, национальность, раса), например: русский, мужчина; 2) на достигаемый (т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида), например: депутат, рабочий, учитель, студент; или который назначается ему по прошествии времени, например: взрослый человек, теща, зять, безработный.

Каждая личность имеет множество статусов, но только один из них г лавный - наиболее характерный для данного индивида статус.

Социальная роль - это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:

Эмоциональность (одни роли требуют раскованности, другие - сдержанности); -способ получения (одни предписывают, другие - завоевывают);

Масштабность (часть ролей строго сформулирована, другая - размыта);

Формализация (действие в строго установленных правилах, либо произвольно); -мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Престиж - это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении, и разделяемая обществом. Общество, в котором существует необоснованная заниженность престижа одних статусов и, наоборот, необоснованная завышенность престижа других, не может нормально функционировать.

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Итак, социальный статус - это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной социальной системе, т.е. совокупность требований, предъявляемых обществом к личности, обладающей тем или иным статусом.

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1996.
  3. Немировский В.Г. Общая социология. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. –с. 105-113.
  4. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.с. 270-273.
  5. Сковиков А.К., Бойко А.П. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебно- практическое пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Издательство «Флинта», 2003. – с. 65-67..
  7. Социология. Основы социологических учений: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.М. Визельман. – М.: СГУ, 1999. –75 с.
  8. Социология. Учебник ддля вузов / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М., 1995.
  9. Фролов С.С. Основы социологии. М., : Юрист, 1997, с. 228-250

Статус (от лат. - положение, состояние)

Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни -- способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.

Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки - это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.

Еще одной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль -- действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.

Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными.

Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами - так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.

Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего - нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.

Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы.

Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи».

То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения - национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы - инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.

Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.

Пример эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает достигнутый статус эмигранта.

Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Например, получение степени доктора математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус.

В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.

В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место.

Спектр и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого из статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.

Неравенство статусов подвержено изменению, так в 90х годах в нашем обществе происходило изменение значимости - одних социальных статусов, таких как, квалификация, образованность, мастерство, творческий потенциал, и увеличение значимости других, таких как, богатство, финансовые ресурсы, возможность «жить красиво».

В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни - это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.

Вместе с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей.

Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе - главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и облике человека, так и во внутренней позиции.

Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).

В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут иметь второстепенное значение - здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.

Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике - имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.

Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем такого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах -- среди друзей, родственников, сослуживцев.

Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.

Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.

Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.

Естественный социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)

Профессионально-должностной социальный статус - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости от авторитета и социального статуса субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписаниям.

Люди обладают множеством социальных статусов, но понятие «социальный статус» применяется, также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса» выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий.

Социальный статус профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.

Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит, прежде всего, от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении).

Престижная составляющая социального статуса профессии (престижный статус, престиж профессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческим характером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успеха,карьеры ). В социально-психологическом плане определенное значение (иногда значительное) в утверждении престижности профессии играет мода на "новые профессии".

Статусы, вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них просто инидивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить следующее:

  • социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
  • взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;
  • в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
  • социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.

К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр - представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.

В США негры меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т. д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща - это мать-в-законе, тесть - отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

Перечисленные совокупности существующих в человеческом обществе статусов не исчерпываются. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровно-родственный относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т. д.

Как правило, это временные состояния . Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет.

Итак, обобщим: у человека существуют основные (они определяют главные в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит большая социальная группа , либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они - типичный объект статистики.

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:

  1. мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье);
  2. потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов .

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству и т. д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом . Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой ) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая ). И здесь место человека обозначают тем же термином «ранг».

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга - как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины скорее всего вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах руководителя отдела. Принято считать, что женщины - плохие руководители.

Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра, а неофициально, т. е. опять же в общественном мнении, не одобряется совмещение статусов милиционерами члена преступной банды.

Итак, сделаем вывод: некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие - в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий - в другой.

Хотя статусы не вступают в социальные отношения прямо, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнере, продавец - как в возможном покупателе.

Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.
Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.

соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально- экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Статус социальный

этот термин в социолощи имеет два значения. 1. Положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Статус индивида может быть приписанным (аскриптивным), т. е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т. п., что характерно главным образом для традиционного, «закрытого» общества, а может быть достигнутым - приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, «открытого» общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т. е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов. В традиционных обществах С. с. индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом (см. Каста, Сословие). В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например тендерные, в основном предопределены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется аскриптивными признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого С. с, может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения. 2. В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М. Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т. е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации (борьба с привилегиями в Советском Союзе периода перестройки). В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

gastroguru © 2017