Замена обеспечения контракта на банковскую гарантию. Обеспечение исполнения контракта: что нового ожидать от контрактной системы? Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна

Федеральный закон ФЗ-44 предусматривает возможность замены обеспечения по госконтракту в процессе его выполнения. Так как правовое подтверждение такой возможности было закреплено только в этом году, то далеко не все компании знают об этом и используют на практике. Сейчас не является проблемой заменить ранее внесенные в качестве обеспечения денежные средства на кредит или гарантию.

Замена обеспечения исполнения контракта

Участвуя в торгах по госзакупкам, компании часто не успевают получить гарантию или кредит в обеспечение контракта. Им приходится изымать из оборота крупную сумму денежных средств или использовать «серые» схемы получения банковского обеспечения. Сейчас появилась возможность замены денежных средств на другой вид обеспечения в любое время.

Замена обеспечения исполнения контракта – порядок действий:

1.Компания должна определиться, целесообразно ли ей менять обеспечение в данный момент.

2.При положительном решении, следует проконсультироваться с банками о возможности приобрести банковскую гарантию или взять кредит. Уточнить условия того и другого банковского продукта.

3.В письменном виде уведомить заказчика о замене обеспечения и получить от него положительный ответ.

4.Приступать к процедуре оформления гарантии или получения кредита.

5.После замены обеспечения заказчик должен вернуть денежные средства на счет исполнителя.

В случае, если работы по выполнению контракта уже частично исполнены, то новое обеспечение должно быть представлено в уменьшенной сумме с учетом выполненных обязательств. Для подтверждения этого исполнитель обязан предоставить документы о проведении части работ (акты, накладные и т.д.). Если первоначально было представлено обеспечение в виде банковской гарантии, то при его замене речь об уменьшении суммы идти не может. Даже если клиент банка заявляет об отмене гарантии, то комиссия за неё не возвращается.

На практике произвести замену обеспечения более проблематично, чем это описано в законе 44-ФЗ. Исполнитель контракта сталкивается с преградами со стороны заказчика. Это связано с трудностями точного расчета суммы уменьшения. Заказчик, боясь нарушить нормы закона при неверных расчетах по обеспечению, не удовлетворяет письменное уведомление исполнителя контракта. Выходом в этой ситуации может стать личное убеждение заказчика исполнителем с ссылками на статьи закона и детальными расчетами. При отказе заказчика в принятии нового обеспечения, исполнитель контракта вправе обратиться в суд.

Если все же заказчик был убежден исполнителем и согласился снизить объем обеспечения, то он может самостоятельно определить обязательства по контракту, которые еще подлежат исполнению. Новая сделка заключается только после предоставления исполнителем банковской гарантии или другого нового обеспечения. Два и более разных вида обеспечения не могут быть у одного госконтракта. В настоящее время процедуры замены и уменьшения при этом размера обеспечения госконтракта не часты, что связано с недостаточной информированности участников сделок в части законодательства.

Процедура обеспечения исполнения контракта применяется в закупках по 44-ФЗ (статья 96), а также может применяться по требованию заказчика в закупках по 223-ФЗ.

Средства вносятся до подписания договора, без них заказчик не имеет права ничего подписывать. Исполнитель может выбрать один из двух вариантов: перечислить денежные средства на счет, указанный в документации о закупке, либо предоставить госзаказчику банковскую гарантию (БГ). Требования к ней указаны в статье 45 Федерального закона № 44.

Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна по 223-ФЗ только в том случае, если заказчик установил это положение в закупочной документации.

Изменение способа гарантии исполнения договора по Федеральному закону № 44 выглядит следующим образом:

  • смена внесенных денежных средств на банковскую гарантию;
  • смена банковской гарантии на внесение денежных средств;
  • уменьшение обеспечения исполнения договора на объем выполненных обязательств.

Рассмотрим более подробно.

Часто бывает, что банковское поручительство на крупную сумму получить сложно, а срок подписания контракта не ждет. В этом случае участник может внести живые деньги, а когда получит БГ — вернуть их, поскольку на протяжении всей процедуры они по факту лежат мертвым грузом на счету госзаказчика, а поставщик мог бы использовать их для участия в других торгах.

Также замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ возможна, когда исполнитель частично выполняет свои обязательства, при этом размер гарантии уменьшается пропорционально объему выполненных обязательств. Такая схема правомерна в следующих случаях:

  • в контракте установлена поэтапная приемка работ, результат которой оформляется документально;
  • в договоре не предусмотрены этапы, но поставка, приемка и оплата товара осуществляются в ходе исполнения.

Приведем пример.

Допустим, договор на 1 млрд рублей на ремонт дороги от Санкт-Петербурга до Пушкина. Гарантии исполнения контракта составляет 30 %, то есть 300 млн. рублей. От момента определения победителя до момента подписания договора победитель должен предоставить БГ на 300 млн. или перечислить эти деньги на счет заказчика. Предположим, участник не успевает сделать БГ и вносит деньги. Через 3 месяца ему выдают БГ и он меняет форму поручительства, деньги ему возвращают. Далее участник выполняет 50 % работ и просит уменьшить обеспечение на 50 %, то есть на 150 млн. руб.

Как заменить

Для изменения гарантии выполнения контракта по Федеральному закону № 44 исполнителю необходимо направить заказчику письмо с просьбой о замене.

Форма такого письма законом никак не регламентирована, поэтому можно составить его в свободной форме, но на фирменном бланке организации-поставщика.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – , запрос предложений и (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» . Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только , социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в .

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться , выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано .

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — //www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/ .

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано .

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Расчет размера обеспечения исполнения контракта

Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете .

Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней , конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать .

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — //www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/ .

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — //www.klerk.ru/buh/articles/419998/ .

2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.


Беляева Ольга Александровна

Доктор юридических наук Ведущий

научный сотрудник Института

законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве Российской Федерации

Требование об обеспечении исполнения контракта заказчик должен указать в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе) предусмотрено предоставление обеспечения исполнения контракта в качестве общего правила. Характерно, что федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о размещении заказов) подобных требований не содержал, его положениями было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения контракта лишь в том случае, когда начальная (максимальная) цена контракта превышала 50 млн руб.

Теперь же обеспечения исполнения требует любой контракт вне зависимости от его начальной (максимальной) цены. Исключения, конечно же, есть, однако они обусловлены не размером начальной (максимальной) цены контракта, а некоторыми случаями заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В таких случаях заказчик не обязан, но вправе установить требование об обеспечении исполнения контракта. Иными словами, речь идет о его праве, а не обязанности, следовательно, контракт может не требовать обеспечения исполнения по собственному усмотрению заказчика.

Итак, заказчик вправе устанавливать либо не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта в следующих случаях заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;

2) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;

3) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

4) возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;

5) поставка культурных ценностей (в т.ч. музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;

6) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;

7) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

8) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в т.ч. концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо сконкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в т.ч. головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;

9) заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

10) заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых президентом РФ, палатами Федерального собрания РФ, правительством РФ (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление безопасного питания);

11) заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;

12) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;

13) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в т.ч. гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;

14) заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ;

15) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

В отличие от закона о размещении заказов, нормами которого был установлен лишь предельный размер обеспечения исполнения контракта («верхний порог») - не более 30% начальной (максимальной) цены контракта, в законе о контрактной системе предусмотрена т.н. вилка (нижнийпорог и верхний порог). Так, заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в размере от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта.

В этом состоит общее правило определения размера обеспечения исполнения контракта. Однако есть и несколько специальных случаев, когда заказчик обязан отступить от общих положений, закрепленных в ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе:

1) в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);

2) в случае если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса (в данном случае аванс и обеспечение тождественны);

3) в случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями ст. 37 закона о контрактной системе.

Названная статья предусматривает применение антидемпинговых мер к участникам конкурсов и аукционов (следует подчеркнуть, что в данной норме не идет речь о каких-либо других способах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Для того, чтобы уяснить порядок определения размера обеспечения исполнения контракта с учетом особых антидемпинговых требований, рассмотрим следующий пример.

Вариант 1.

Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении о проведении конкурса, составляет 20млн руб., требуемое обеспечение исполнения контракта установлено заказчиком размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 2 млн руб.

В конкурсной заявке участника предлагается цена контракта в размере 14млн руб. Иными словами, участник предложил снижение начальной (максимальной) цены контракта на 30%. В соответствии с ч. 1 ст. 37 закона о контрактной системе,в таком случае контракт может быть заключен только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Следовательно, участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 3 млн руб. Обеспечение в указанном размерепредоставляется участником до заключения контракта. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 6 ст. 37 закона о контрактной системе).

Вариант 2.

Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении о проведении аукциона, составляет 10 млн руб., требуемое обеспечение исполнения контракта установлено заказчиком размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 1 млн руб.

В ходе проведения аукциона цена снижена до 7 млн руб. Иными словами, участник предложил снижение начальной (максимальной) цены контракта на 30%. В соответствии с ч. 2 ст. 37 закона о контрактной системе,у участника закупки есть альтернатива: он может предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, превышающее в 1,5 раза размер обеспечения, установленный заказчиком, или заявить о своей добросовестности, в этом случае размер обеспечения увеличиваться не будет и останется точно таким, как указано в извещении и документации о закупке (в нашем примере - 1 млн руб.).

Добросовестность участника закупки подтверждается информацией из реестра контрактов о том, что в течение не менее одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе участник закупки исполнил 3 контракта без применения к нему неустоек (штрафов, пеней) либо 4 и более контракта, причем не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт (в нашем примере - не менее 1,4 млн руб.).

Информация о добросовестности участника закупки, победившего на аукционе в результате «демпинга», направляется заказчику одновременно с подписанным проектом контракта.

При невыполнении участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информациио добросовестностиучастника недостоверной контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Прим. При таких же заданных условиях в случае проведения конкурса участник закупки включает информацию о своей добросовестности в состав конкурсной заявки.Еслион этого не сделал, то при признании такого участника победителем конкурса он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, установленный заказчиком (в нашем примере - 1,5 млн руб.).

Важно обратить внимание, что размер обеспечения исполнения контракта всегда рассчитывается не от цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а от начальной (максимальной) цены контракта.

В определенных случаях (например, при существенном снижении цены) может сложиться ситуация, при которой размер обеспечения исполнения контракта превышает цену самого контракта. Например, начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 млн руб., обеспечение исполнения контракта установлено заказчиком в размере 30% и составляет 9 млн руб. Участник закупки, признанный победителем, предлагает заключить контракт по цене 15 млн руб. (делает снижение на 50%), в этом случае он обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 13,5 млн руб.

Возвращаясь к общим положениям закона о контрактной системе о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, следует обозначить алгоритм действий заказчика и участника закупки, с которым заключается контракт.

Во-первых, обеспечение исполнения контракта всегда предоставляется заказчику до подписания контракта. Поэтому в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Правовые последствия уклонения от заключения контракта сводятся к тому, что информация о таком участнике подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 закона о контрактной системе).

Учитывая, что предоставление обеспечения исполнения контракта является первым юридически значимым действием, а заключение самого контракта - вторым, может сложиться ситуация, когда обеспечение участником предоставлено, однако вынесены судебные акты, или же имеют место обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта.Данная ситуация регламентированав ч. 9 ст. 54закона о контрактной системе применительно к порядку заключения контракта по результатам конкурса.

В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные законом о контрактной системе сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение сроков, установленных для подписания контракта, приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Однако, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся,а денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Во-вторых,в ч. 8 ст. 96 закона о контрактной системе предусмотрено одно исключение, когда обеспечение контракта хотя и требуется, однако может участником закупки не предоставляться. Данное исключение предусмотрено для государственных и муниципальных казенных учреждений. Следует обратить внимание, что данной вопрос был регламентирован в законе о размещении заказов иным образом: от предоставления обеспечения исполнения контракта были освобождены бюджетные учреждения. Теперь же в свете применения норм закона о контрактной системе бюджетные учреждения подобной «льготой» воспользоваться уже не смогут.

В-третьих, необходимо отметить важную новеллу о возможном изменении как размера, так и способа обеспечения исполнения контракта в процессе исполнения такого контракта. Так, согласно ч. 7 ст. 96 закона о контрактной системе,в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Формулировка приведенной нормы позволяет сделать вывод, что изменение размера и способа обеспечения исполнения контракта полностью оставлено на усмотрение поставщика (подрядчика, исполнителя). Если поставщик (подрядчик, исполнитель) решит воспользоваться данным правом, заказчик не может воспрепятствовать такому решению, он также не вправе отказаться от замены обеспечения исполнения контракта, предлагаемой поставщиком (подрядчиков, исполнителем).

В-четвертых, закон о контрактной системе определяет два возможных способа обеспечения исполнения контракта:

1) предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45закона о контрактной системе;

2) внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором, в соответствии с законодательством РФ, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Срок, в течение которого денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, находятся на счете заказчика, должен устанавливаться в тексте самого контракта. Так, в соответствии ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Необходимо обратить внимание на существенное отличие приведенных правил от требований закона о размещении заказов, ведь в последнем речь шла о таком способе обеспечения исполнения контракта, как передача заказчику в залог денежных средств, в т.ч. в форме вклада (депозита). В этой связи заказчики нередко требовали от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые выбрали денежное обеспечение исполнения контракта, подписания договора о залоге денежных средств. Данное требование было вполне обоснованным, поскольку в силу п. 2 ст. 339 ГК РФ договор о залоге должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности.

Теперь же в нормах закона о контрактной системе понятие «залог» не упоминается, речь идет о внесении на счет денежных средств. Следовательно, действие по внесению денег на указанный заказчиком счет не должно сопровождаться заключением какого-либо договора между заказчиком и участником закупки, с которым заключается контракт, достаточным подтверждением оплаты обеспечения исполнения контракта будет соответствующее платежное поручение.

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.Однако очевидны некоторые сложности с оформлением банковской гарантии в тех случаях, когда срок действия контракта не определен конкретно. Так, весьма распространенной является практика заключения контрактов с условием их действия «до полного исполнения сторонами обязательств». Какой срок в таком случае должен быть предусмотрен в тексте банковской гарантии? Срок является существенным условием банковской гарантии (п. 2 ст. 374 ГК РФ), поэтому банковская гарантия всегда выдается с точным указанием срока, до истечения которого может быть заявлено требование бенефициара (заказчика). Тем более что согласно подп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ, обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается сокончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Представляется, что в такой ситуации могут быть нарушены права и законные интересы участника закупки, с которым заключается контракт, поскольку заказчик может признать предоставленную банковскую гарантию ненадлежащей, посчитав, что срок гарантии указан в ней неверно.

В такой ситуации банк может отклонить банковскую гарантию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 6 ст. 45 закона о контрактной системе: «несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Представляется, что данный вопрос может быть решен только одним способом: заключением контрактов только с определенным сроком действия (подчеркнем, что следует различать срок действия самого контракта и срок выполнения обязательств по контракту).

Закон о размещении заказов каких-либо специальных требований к банковским гарантиям не предъявлял. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 5 федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», выдача банковских гарантий является одной из банковских операций и сделок. Следовательно, по общему правилу, любая кредитная организация на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ вправе осуществлять такую банковскую операцию, как выдача банковской гарантии.

Однако в ч. 1 ст. 45 закона о контрактной системе закреплено специальное правило о том, что заказчик вправе принимать в качестве обеспечения исполнения контракта не любую банковскую гарантию, а лишь ту, которая выдана банком, включенным перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ст. 74.1, 176.1 Налогового кодекса РФ).

Перечень данных банков ведется Министерством финансов РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и размещается на официальном сайте Минфина РФ.

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее 5 лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев;

4) отсутствие требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».

В связи с изложенным следует обратить внимание на два момента:

1) какого-либо отбора банков, гарантии которых могут приниматься заказчиками в качестве обеспечения исполнения контрактов, проводиться не будет, напротив, следует пользоваться уже существующем перечнем, с актуальным текстом которого заказчик может ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов РФ по адресу:

Http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700;

2) заказчик не должен самостоятельно проверять, соответствует ли банк вышеперечисленным требованиям, такую проверку осуществляет Минфин России, поэтому заказчику при проверке банковской гарантии, представленной участником закупки, с которым заключается контракт, достаточно удостовериться в том, что банк, выступающий гарантом, включен в названный перечень.

В ч. 2 ст. 45 закона о контрактной системе детализированы требования к банковской гарантии, представленной для обеспечения исполнения контракта. В первую очередь, банковская гарантия должна быть безотзывной (в этом состоит общее правило, закрепленное в ст. 371 ГК РФ). Также закон о контрактной системе подробно перечисляет информацию, которая должна содержаться в тексте гарантии:

1) сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем);

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором, в соответствии с законодательством РФ, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 96 закона о контрактной системе (имеется в виду требование о том, что срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц);

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Прим.Следует пояснить, что при оформлении банковской гарантии заключаются две сделки. Договор о предоставлении банковской гарантии оформляет отношения принципала и гаранта, именно в нем регламентируются условия предоставления гарантии (вознаграждение банка согласно п. 2 ст. 369 ГК РФ и прочие требования банка). Сама же банковская гарантия - это не договор, а односторонняя сделка, в силу которой банк (иное кредитное учреждение) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 157 ГК РФ, сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Необходимость включения в текст гарантии отлагательного условия обусловлена тем, что гарантия оформляется раньше, чем подписывается контракт, исполнение которого она должна обеспечивать.

Вышеприведенная информация должна включаться в текст банковской гарантии в обязательном порядке. Дополнительно, если этобыло предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию может быть включено условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Помимо сказанного запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей настоящего федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии будут установлены отдельным постановлением правительством РФ.

В реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка:

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН (или, в соответствии с законодательством иностранного государства, аналог идентификационного номера налогоплательщика);

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН (или, в соответствии с законодательством иностранного государства, аналог идентификационного номера налогоплательщика);

3) денежная сумма, подлежащая уплате гарантом;

4) срок действия банковской гарантии;

5) копия заключенного договора банковской гарантии;

6) иные информация и документы.

Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные информацию и документы в реестр банковских гарантий.

При выдаче банковской гарантии банк обязан предоставить принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Такое ужесточение требований к банковским гарантиям обусловлено тем, что в сфере государственных и муниципальных закупок были весьма распространены поддельные банковские гарантии. Так, по некоторым оценкам, поддельными являются до 90% банковских гарантий, выданных субъектам малого и среднего бизнеса (См. Серб-Сербин Р., Балдаков Н. Поддельные банковские гарантии в сфере государственных заказов // Конкуренция и право. 2013. № 4.С. 22.). Поэтому реестр банковских гарантий призван служить дополнительной гарантией защиты публичных интересов.

Заказчик должен рассмотреть поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня ее поступления. Следует обратить внимание на то, что данное требование сформулировано императивно, увеличить этот срок заказчик не вправе.

В ч. 6 ст. 45 закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа заказчика от принятия банковской гарантии:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 закона о контрактной системе;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в течение 3-х рабочих дней информирует об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию (т.е. принципала), с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Необходимо отметить, что, как и в законе о размещении заказов, в Законе о контрактной системе установлен приоритет применения норм федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».Особенности обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа установлены в ч. 2 ст. 6 названного закона и состоят в следующем.

Так, при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов государственный заказчик вправе не устанавливать требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если в конкурсной документации, документации об аукционе установлены требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления поставок продукции по государственному оборонному заказу, независимо от размера начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота).

По действующему законодательству в процессе заключения договора между государственной структурой и предприятием, оказывающим какие-либо услуги или поставляющим товары, требуется внести на счет определенную денежную сумму или предоставить банковскую гарантию.

На протяжении всего срока сотрудничества данный залог или поручительство финансового учреждения служит гарантом соблюдения всех оговоренных в документе обязательств.

Сразу стоит отметить, что очень часто возникают случаи, когда из-за нерасторопности сотрудников банка подрядчик не в состоянии вовремя получить бумагу, доказывающую его добросовестную репутацию, и ему приходится вносить денежные средства. Поэтому федеральным законодательством (п. 7 ст. 96 ФЗ-44) предусмотрена возможность обращения поставщиком к заказчику с предложением заменить внесенные деньги на банковскую гарантию, уже после подписания договора.

Наши специалисты помогут Вам получить банковскую гарантию быстро.

В данном законопроекте описаны два момента, которые являются выгодными для подрядчика:

  1. исполнитель в праве заменить способ обеспечения исполнения контракта уже после его подписания;
  2. также, подрядчик может уменьшить обеспечение, внесенное личными денежными средствами, на сумму, которую он потратил на выполнение обязательств. Этот вариант очень удобен в ситуации, когда к окончанию договора на его исполнение потрачено больше, чем оговаривалось при подписании договора.

Замена обеспечения банковской гарантией

Условно данная процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Фирма-подрядчик определяет целесообразность совершения данного мероприятия и расчет необходимой суммы.
  2. Представитель компании обращается в банк с просьбой о предоставлении гарантии.
  3. Банк изучает деятельность компании и принимает решение о выдаче банковской гарантии, которая в последующем размещается в специальном государственном реестре.
  4. Компания-исполнитель отправляет письмо заказчику с обязательным вложением проведенного расчета по фактически выполненным обязательствам и с заявлением о проведении замены обеспечения исполнения.
  5. Уполномоченное лицо государственного предприятия-заказчика проверяет в общем реестре правомерность предоставленной банковской гарантии. И, так как законодательство РФ не оговаривает право клиента отказать в принятии новой формы обеспечения, он обязан вернуть залоговую сумму и согласиться с предоставленной БГ (конечно же, если она отвечает всем требованиям законодательства). Обычно в данном направлении никогда не возникает проблем, и заказчики всегда идут на встречу поставщикам.

Что касается уменьшения суммы, внесенной собственными денежными средствами, тут могут возникнуть проблемы, т.к. заказчик вправе отказать в данной просьбе.

Сложность заключается в том, что непросто рассчитать точную сумму, на которую были выполнены обязательства поставщиком и уменьшить первоначально внесенную гарантию. В законе нет четко сформулированных комментариев и описания данному действию, а также на практике данный способ применяется не широко.

Совет: если вы хотите добиться замены обеспечения именно таким образом, то стоит подготовить для заказчика подробное письмо с необходимостью принятия данных мер и с подробным описанием выполненных работ.

Как видите, замена обеспечения контракта на банковскую гарантию - довольно трудоемкий процесс, занимающий определенное время и отнимающий силы при хождении по инстанциям и подписании дополнительных документов. Поэтому, для предупреждения подобной ситуации, рекомендуется перед началом проведения тендера обратиться к специалисту , который поможет оформить реестровую банковскую гарантию в сжатые сроки!

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

gastroguru © 2017