Государство вводит новые меры по выявлению зарубежных счетов чиновников. Президент Российской Федерации – глава государства Кто является главой государства в США

Глава государства – это высший должностной орган, первое лицо в структуре управления страной, носитель исполнительной власти, гарант конституции, суверенитета, свобод и прав граждан. В большинстве стран глава государства – это одна из главных составляющих законодательной и исполнительной власти. Без подписи такого лица закон считается недействительным. При этом в каждой стране формы, полномочия, правовая форма, компетенция и особенности выбора главы государства могут различаться.

Виды глав государства

Сегодня в мире есть два основных вида первых лиц государственных образований:

1. Индивидуальный глава государства :

Особенность такого правителя – получение своего статуса по наследству, то есть править государством могут представители царствующей династии. При этом порядок перехода власти определяется на законодательном уровне или исходя из обычаев народа. В некоторых странахтакие главы государства назначаются или избираются;

- президент . В этом случае первое лицо страны может выбираться на определенный термин (правительством, народом).

2. Коллегиальное управление государством . К примеру, в Андорре роль главы возлагают на себя две личности – епископ испанкой епархии и президент Франции. В Швейцарии глава государства – это Федеральный совет.

Формы глав государства

В современной практике можно выделить шесть основных форм, которые позволяют тем или иным органам реализовывать функции правителя государства:

1. Монарх – один из самых древних способов правления. Такой правитель может получить свое место тремя способами:

- по наследству. Такой вариант является наиболее популярным. В качестве примера можно привести Бельгию, Нидерланды, Таиланд, Великобританию, Японию и так далее;

- быть назначенным на свою должность или выбранным семьей старейшин. Такая форма выбора популярна в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия и так далее;

- быть избранным другими монархами, руководящими субъектами страны. Подобный пример в мировой практике единственный – это Малайзия. Особенность этой страны в том, что глава государства выбирается султанами на пятилетний срок.

2. Президент . Такой глава государства может быть выбран тремя способами – путем голосования парламента, волеизъявления народа или рекомендаций специальный Коллегий. Последние формируются из представителей власти на местах и членов парламентского правления.

3. Коллегиальный орган . Такая руководящая структура выбирается парламентом и имеет ограниченный срок правления. К примеру, коллегиальный орган считался правящим при СССР, сейчас – на Кубе и в ряде других стран. Особенность
коллегиального органа – неспособность принимать какие-то окончательные решения, поэтому такое право дается одному из представителей (как правило, это глава коллегиального органа). Именно он может подписывать документы, принимать грамоты от послов других стран, вести внешнеполитическую деятельность и так далее.

4. Верховный правитель по совместительству . Здесь речь идет о выполнении основных функций главой правительства – премьер-министром. К примеру, подобная форма популярна в ФРГ, где существует несколько субъектов Федерации (земель). При этом у каждой «земли» есть свое правительство и парламент.

5. Генерал-губернатор . Как правило. это представитель британского монарха. Если вспомнить историю, то Великобритания ранее имела множество колоний по всему миру, которые сегодня объединены в Содружество. Начиная с 1950 года многие страны стали республиками (к примеру, Индия), но при этом они признавали королеву Великобритании, как своего правителя. На сегодня из 49 государств она является правительницей только в 17. К таковым можно отнести Барбадос, Новую Зеландию, Канаду, Австралию и так далее.


В свою очередь гунерал-губернатор – это не правитель в чистом виде, а ставленник, который выполняет функции главы государства. При этом форма его правления является весьма условной, как и правление самой Королевы.

6. Хунта – это орган правления, который добился права руководить путем государственного переворота, незаконным путем. Чаще всего хунта – это военные люди, которые сначала возглавили движение, а затем выбрали себе президента (как правило, это командир движения). Такие органы – обычно дело для стран Латинской Америки (в 19-20 годах), Африки и так далее. Лидер хунты возлагает на себя основные полномочия – верховного главнокомандующего, военачальника, исполнительного и законодательного органа.

7. Руководитель государства (глава) . Такой оригинальная форма правления есть в Иракском государстве. Здесь по конституции на роль «руководителя» назначается опытный человек, который имеет соответствующую подготовку и определенные личностные качества. К полномочиям такого руководителя можно отнести назначение даты президентских выборов и выполнение ряда других функций.


8. Племенной вождь – такой правитель является весьма экзотическим, но по своей легитимности он ничем не отличается от описанных выше коллег. Племенной вождь выбирается народом и возглавляет свое государство. К примеру, вождь Западного Самоа является пожизненным правителем. После его смерти будет выбираться новый президент.

Власть главы государства

В зависимости от вида верховного правителя и конституции функции главы государства могут различаться. Но есть и общие черты:

1. В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.


2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

Отдельно стоит выделить право главы государства на , которое может быть:

- абсолютным (резолютивным). В этом случае первое лицо государства имеет право безапелляционно отменить какое-либо законодательное решение. Преодолеть такое вето парламент или другая руководящая структура не в состоянии;

- относительное (отлагательное) . Глава страны имеет право наложить запрет на какое-либо решение, но парламент определенным числом голосов может его преодолеть;

- выборочное. Руководителю страны дается право накладывать вето лишь на какие-то отдельные постановления и законы. При этом в целом он должен одобрить законопроект.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации соглашений и договоров (в случае одобрения парламентом), при необходимости объявляет войну или мир.

4. В сфере внутренней политики глава государства имеет право на помилование, награждение медалями (орденами и прочими наградами), восстановление (предоставления) гражданства, присвоение титулов (званий), участие в праздниках и крупных мероприятиях (открытии дорог, школ, государственных учреждений и так далее).

Выборы главы государства

В большинстве стран мира встречается два основных типа руководителей – президент и монарх. Рассмотрим особенности их выбора.

1. Президент может выбираться несколькими способами:

- путем голосования в парламенте . Здесь глава страны выбирается в Албании, Турции, Венгрии, Словакии и прочих странах. Чтобы пройти первый тур претенденту необходимо набрать абсолютное большинство, что при большом количестве претендентов происходит очень редко. Чаще всего право голоса распределяется между несколькими основными кандидатами. В следующем туре требования могут быть уже менее строгими. К примеру, в Словакии для избрания главы государства необходимо 2/3 голосов членов парламента. Есть мнение, что президент, избранный парламентом, является «слабым». В некотором роде это так. Парламент избирается народом, а глава государства – всего лишь представителями власти;

- путем голосования выборщиков . В этом случае избиратель голосует заодного из выборщиков. Победители при этом собираются и определяют президента из представителей различных партий. При таком способе избрания президент может быть определен еще до подсчета голосов выборщиков. Главой государства станет тот, у кого больше выборщиков. Такая форма выбора действует в США, Аргентине и прочих странах;

- избрание верховного правителя (президента) избирательной комиссией, к примеру, Федеральным Собранием в Германии, членами верхней и нижней палаты в Индии, коллегии Италии (как правило, в нее входят делегаты областных советов и члены верхней и нижней палаты);

Путем голосования народа (выбор избирателями). Так выбирается президент во Франции, Мексике, Украине и ряде других стран. В некоторых государствах президент может переизбираться на новый срок сколь угодно раз (во Франции, Египте). В ряде других стран одно лицо может быть президентом не больше двух раз (США, Германия). Также на два года президент избирается в Аргентине, то там различаются сроки правления. В первом случае глава государства избирается на 6 лет, а второй – на 4 года. Такие ограничения введены специально, чтобы исключить различные проявления авторитаризма.

2. Монарх, как правило, получает свою власть по наследству по одной из систем наследования:

- салической. Здесь престол могут занять только представители мужского пола. При этом первоочередное право на трон имеет старший сын. В свою очередь женщины к правлению не допускаются. Такая форма выбора главы государства в Японии, Норвегии, Бельгии. При этом в большинстве стран такой монарх выполняет функции формального правителя. Основная власть в руках премьер-министра (к примеру, Япония);

- кастильская . В этой форме наследования женщины наравне с мужчинами получают право наследования престола в том случае, если у монарха не было сыновей. В случае, если в семье есть старшая дочка и младший сын, то предпочтение отдается второму (Дания, Испания, Нидерланды, Великобритания);


- шведская.
Женщины могут наследовать престол наравне с мужчинами. При этом предпочтение мужскому полу не отдается. Так, в Швеции у короля есть старшая дочь и младший сын. В случае отъезда главы государства бразды правления передаются в руки дочери;

- австрийская . При такой форме наследования женщины могут получить трон, но только в том случае, когда во всех поколениях не было представителей мужского пола. Но это только в теории. На практике по австрийской системе женщины еще трон никогда не занимали;

- мусульманская . Трон наследует не какое-то конкретное лицо, а правящая династия (целое семейство). При этом право выбора правителя лежит уже на ней. Такая система работает в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и прочих странах. Также семья имеет право сдвигать правитель в случае его неуспешной деятельности и ставить другого главу государства из состава семьи;

- племенная . Здесь король – это вождь племени. При этом будущего наследника престола может определить только племенной совет. Последний состоит из сыновей умершего (погибшего) главы государства.

После наследования престола проходит обряд коронации. Если на трон достается несовершеннолетнему правителю, то при согласии одного из родственников помощником главы государства становится регент. Последний может быть утвержден парламентом или назначен правительством. Иногда может быть создан небольшой совет из 2-3 человек.

Критерии для назначения на должность главы государства

Наиболее строгие требования предъявляются при выборе одной из форм индивидуального главы государства – президента:

1. Наличие гражданства. В некоторых странах есть требование, чтобы кандидат в президенты был гражданином своего государства с рождения (Колумбия, Монголия, Казахстан, Эстония и так далее). Чаще всего устанавливаются определенные ограничения – 5, 10, 15 лет гражданства страны.

2. Постоянное проживание на территории государства в течение определенного периода времени до выборов. К примеру, в России, Украине и Азербайджане – это 10 лет, в Казахстане – 15, в Монголии – 5 лет.

3. Достижение определенного возраста (чаще всего от 35 лет и выше). В России, Украине, Армении и других странах – 35 лет, в Эстонии, Латвии, Греции – 40 лет и так далее.

4. Наличие избирательного права. К слову, такое право может быть не у всех граждан страны. Многое зависит от владения государственным языком (Украина, Молдова, Казахстан), наличия высшего образования (Турция, Азербайджан), принадлежности к коренной нации (Туркменистан, Сирия), исповедания официальной религии (к примеру, Тунис).

1. Правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности.

3. Компетенция Президента Российской Федерации.

  1. Правовой статус Президента.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

В России вопрос об учреждении поста Президента был впервые поднят съездом народных депутатов РСФСР, который высказался против введения поста Президента. И по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого этот пост был учрежден.

Конституция определяет, что Президент РФ является главой государства . Президент занимает особое место в системе органов государственной власти , хоть и не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Но это не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким шестилетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признанием не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда.

Конституция также конкретизирует функции Президента. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества, незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобода человека и гражданина. Это значит, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства .

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

2. Порядок выборов Президента рф и отрешение его от должности.

В соответствии с Конституцией, выборы главы государства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании , альтернативность выборов признается обязательной.

Конституция определила и те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Он должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.

Конституция исходит из принципа равного гражданства , не оговаривая в качестве обязательного условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению . Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности.

Конституция Российской Федерации сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз.

В Конституции обязательным требованием является постоянное проживание в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Выборы признают несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд . Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, закрытию путей притока в эшелоны власти свежих, новых сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Вместе с тем Конституция РФ не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность , которая происходит на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов.

Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судьи Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу .

Местом пребывания Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Главным символом президентской власти в Российской Федерации является штандарт Президента РФ.

Президент обладает неприкосновенностью. Однако в Конституции предусмотрен институт отрешении Президента от должности . Это высшая форма ответственности Президента. Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения. Инициатива об этом должна исходить от не менее 1/3 депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.

Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвигаемого обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности.

В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). По Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением его срока пребывания на должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом . Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, при этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. Бабаев В.К. Теория государства и права.Москва, 2007, стр 138

В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые.

В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед монархом.

В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент -- глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В классических президентских республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд. Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Впервые пост Президента был утвержден в 1990 году, в тогда еще СССР, преодолев значительное сопротивление народных депутатов, и повлек изменения в Конституции. А неоднозначная личность М.С.Горбачева навеки будет записана на скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических преобразований в стране, но как и первого и последнего Президента СССР. Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и в порядок его избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Президент Российской Федерации является главой государства Ст. 80 Конституции Российской Федерации,избираемый на шесть лет, согласно п.1 ст.81 Конституции РФ. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.

Придание Президенту статуса главы государства прежде всего было вызвано требованием повышения персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и на международной арене. Этот статус является традиционным в конституциях многих стран.

Принципиально новое трактование статуса Президента РФ, содержащееся в Конституции означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Гуцол В.В. Правовые основы Российского государства.. Ростов-на-Дону, 2006, стр 63

Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они - в ограниченности периода полномочий Президента, в порядке его прямых всенародных выборов, в недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.

Президент выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно.

Президент также принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти РФ2.

Отметим и такую функцию, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности.

В соответствии со ст.80 Конституции на Президента, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации. ч.1 ст.128 Конституции Российской Федерации

На Президента возложен и ряд полномочий, связанный и с деятельностью Парламента. Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренным Конституцией ст.84 Конституции Российской Федерации.

Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето. ст.107 Конституции Российской Федерации

Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Президент в соответствии с Конституцией, конституционными и федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Выводы: Глава государства -- человек, несколько человек или орган, считающийся верховным представителем государства.

В некоторых случаях (например, Соединённые Штаты Америки) является главой исполнительной власти. В других (например, Германия) -- имеет лишь представительские функции. При отдельных видах форм правления также является высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

Например, в Российской Федерации на основании Конституции РФ c 1993 года главой государства является Президент. В монархиях -- король(королева), царь, император или князь.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в.Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. .2001 .

Глава государства

должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. В монархических государствах глава государства – наследственный монарх, в республиканской форме правления – избранный президент. В России республиканская форма правления, и главой государства является Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальный срок пребывания в должности президента – 8 лет. Функции Президента России довольно обширны. Они зафиксированы в статье 4 Конституции РФЫ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; утверждает военную доктрину России; назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает вопросы гражданства, помилования и другие. Президент обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. И в то же время он действует на основе Конституции и федеральных законов. Если нормативные акты Президента не соответствуют Конституции, суд РФ может их отменить. Другими гарантиями против узурпации власти главой государства является альтернативный характер выборов, всенародные прямые выборы, возможность отрешения его от должности и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ .В.Н. Коновалов .2010 .

Глава государства

высшее должностное лицо (изредка коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства. Как правило, глава государства является носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония, Саудовская Аравия) главой государства является монарх, власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который избирается непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), в порядке косвенных выборов (США, Аргентина), многостепенных выборов (Италия, Германия, Индия). В президентских республиках (США, Мексика) президент является главой исполнительной власти. Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством.


Политическая наука: Словарь-справочник .сост. проф пол наук Санжаревский И.И. .2010 .

gastroguru © 2017