Выбор читателей
Популярные статьи
Вопросы классификации ревизий остаются предметом споров специалистов. На основе обобщения отечественной теории и практики ревизионной работы выделим следующие основные виды ревизий (рис. 7).
Рис. 7.
По ведомственным признакам обычно различают ведомственные, вневедомственные, внутрихозяйственные и смешанные ревизии.
Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им организациях.
Вневедомственные ревизии проводятся органами государственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, налоговыми органами и т.д.), которые наделены контрольными правами по отношению ко всем организациям, независимо от их ведомственной подчиненности.
Внутрихозяйственные ревизии - проводятся работниками организации, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
Смешанные ревизии - осуществляются органами ведомственного, государственного и общественного контроля.
По организационным признакам целесообразно выделить плановые, внеплановые и перманентные ревизии.
Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год.
Внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, в случае стихийного бедствия), при смене руководителя или главного бухгалтера организации.
Перманентные ревизии проводятся непрерывно контрольным аппаратом организации в структурных подразделениях.
По объему проверки подразделяют сплошные, выборочные, частичные и комбинированные ревизии.
Сплошные ревизии предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям финансово-хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений. Такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко.
Выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а за отдельные отрезки времени.
Частичные ревизии , в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.).
Комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки. Например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей финансово-хозяйственной деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство - выборочно.
По масштабам проверки обычно выделяют тематические (частичные), сквозные, однозвенные, отраслевые, комплексные и некомплексные ревизии.
Тематические (частичные) ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации, например, ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей, ревизия правильности использования фонда оплаты труда и расчетов с рабочими и служащими. Цель тематической ревизии - получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранительных органов.
Сквозные ревизии охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии - наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления.
Однозвенные ревизии предполагают проверку деятельности одного хозяйственного звена, например, склада, цеха и т.п.
Отраслевые ревизии включают проверку деятельности организаций отрасли.
Комплексные ревизии - представляют собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности организации. Проводятся группой специалистов разных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска внутрихозяйственных резервов. Цель таких ревизий -- объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации.
Некомплексные ревизии - это, как правило, документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее проводят один или несколько специалистов определенного профиля.
По способу контроля за результатами ревизионной работы различают дополнительные и повторные ревизии
Дополнительные ревизии проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации.
Повторные ревизии практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии - выяснить, как организация ликвидирует замечания, отмеченные в акте плановой ревизии.
Ревизии классифицируются по определенным однородным признакам, представленным в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Виды ревизий
Окончание табл. 2.2
Ведомственные ревизии проводятся соответствующими службами министерств, ограничены кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности у контролирующего министерства. В ходе ведомственных ревизий проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование дотаций, субсидий и других трансфертов.
Главная функция такой ревизии заключается в детальном контроле правильности расходования бюджетных средств.
Основные задачи ведомственной ревизии состоят в проверке законности хозяйственных и финансовых операций, совершаемых учреждениями, соблюдение ими налоговой, бюджетной дисциплины, выявление злоупотреблений, незаконного расходования денежных средств и др.
Вневедомственные ревизии осуществляются другими министерствами, следовательно, отсутствует прямая подчиненность учреждения органам проверки.
Внутрихозяйственные ревизии проводятся специальными ревизионными отделами (службами) организаций и учреждений либо, при их отсутствии, финансово-экономическими службами. Эти ревизии отличаются наибольшей точностью результата и глубиной проверки. Они являются непрерывными, универсальными, системными и строго документальными.
Полная ревизия предполагает проверку видов обычной деятельности учреждений в целом и отдельных хозяйственных фактов этой деятельности, а частичная - проверку отдельных видов обычной деятельности либо определенных статей расходов, например, расходов на оплату труда (КОСГУ - 211), начислений на оплату труда (КОСГУ - 213), расходов на приобретение объектов основных средств (КОСГУ - 310).
Разновидностью частичной ревизии можно считать тематическую ревизию , которая проводится органами ведомственного и вневедомственного контроля обычно в нескольких учреждениях для более углубленного изучения отдельных хозяйственных явлений и процессов. По материалам такой ревизии составляется мнение о состоянии определенного вида обычной деятельности нескольких однородных учреждений, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всей родственной группе хозяйствующих субъектов.
Наиболее распространены комплексные ревизии. Они охватывают широкий круг вопросов деятельности ревизуемого учреждения. В них принимают участие технологи, плановики, финансисты, бухгалтеры и другие специалисты. Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.
Комплексной ревизии подвергаются: финансовая и хозяйственная деятельность; взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией деятельности; сохранность и порядок использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; состояние бухгалтерского учета и достоверности отчетности; другие объекты.
При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей экономики, министерств, федеральных служб, подчиненных им учреждений и организаций, филиалов и представительств. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих организациях по одинаковым и взаимосвязанным программам.
Локальная ревизия проводится только в одном учреждении либо организации или в нескольких, но по разным и не взаимосвязанным программам.
Сплошная ревизия охватывает все операции и учетные данные на определенном участке деятельности ревизуемого учреждения за весь изучаемый период. Объектами сплошной ревизии обычно являются кассовые операции, операции по лицевому (банковскому), валютному и другим специальным счетам, операции с ценными бумагами.
При выборочной ревизии проверяется часть документов, взятых на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно в выборку включаются периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения финансово-хозяйственных операций: последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты отпускных учителям и другим служащим в летний период.
Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить недостатки и нарушения в большей мере, чем выборочная. Однако сплошная ревизия отличается повышенной трудоемкостью, поэтому там, где совершаются крупные операции и большой документооборот, может выполняться комбинированная ревизия , при которой одни участки подвергаются сплошной, а другие выборочной проверке.
В ходе выборочной ревизии может возникнуть необходимость перехода к сплошной прверке, если выявляются факты нарушений, хищений и подлога, нецелевого использования бюджетных средств и др.
Плановые ревизии предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих структур.
Внеплановые ревизии проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности учреждений и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных органов и других структур власти.
К первичным ревизиям относятся такие, которые проводятся по определенной программе впервые.
Дополнительные и повторные ревизии назначаются в случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы, включенные в программу, либо результаты нечетко отражены в акте проверки, а также по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.
Документальная ревизия выполняется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.
Проверка бухгалтерских документов и базирующихся на них записей в регистрах аналитического учета проводится способами «от записи к документу» и «от документа к записи».
При первом способе объектом ревизии являются учетные регистры. Каждую запись в них, отражающую хозяйственную операцию, проверяют оправдательными документами.
При втором способе за основу берется папка (дело) с оправдательными документами. Каждый документ в папке, которым оформлена хозяйственная операция, сопоставляют с соответствующими бухгалтерскими записями в учетных регистрах. Массовые хозяйственные факты, изложенные в учетных регистрах (журналах операций), проверяют способом «от записи к документу».
В настоящее время основными приемами документальной ревизии являются следующие:
Формальная и арифметическая проверка бухгалтерских документов направлена на определение достоверности и своевременности оформления первичной документации, заполнения реквизитов, наличие подписей, правильность отражения хозяйственного факта, его целесообразность, правильность арифметических расчетов и т.д.
В практике ревизии выявляются случаи, когда после формальной и арифметической проверки возникают сомнения относительно того или иного факта, например, количества материалов, принятых складом по акцептованным счетам-фактурам поставщиков или суммы денежных средств, полученных с банковских счетов. Тогда прибегают к встречным проверкам.
Встречная проверка осуществляется способом сличения данных, регистрируемых в документах, и основанных на них бухгалтерских записей, представленных ревизуемым учреждением, с данными второго экземпляра этих документов и бухгалтерскими записями, находящимися в других организациях, с которыми ревизуемое учреждение связано деловыми отношениями.
Встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзо-ра (территориального органа Росфиннадзора) по письменному представлению руководителя ревизионной группы.
Для проведения встречной проверки в учреждениях, расположенных на территории других субъектов РФ, руководитель Росфиннадзора (его территориального органа) направляет письменный запрос в территориальный орган Росфиннадзора, расположенный в субъекте РФ, где необходимо выполнить встречную проверку. В этом запросе приводятся: полное наименование учреждения, подлежащего встречной проверке, его юридический адрес, ИНН, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе встречной проверки.
Порядок взаимодействия территориальных органов Росфиннадзора при встречной проверке (порядок направления письменного запроса и материалов встречной проверки) устанавливается руководителем Росфиннадзора.
Разновидностью встречной проверки может быть сравнение записей в выписках из счета в банке проверяемого учреждения с аналогичными данными учреждения банка.
Встречная проверка возможна по внутренним и внешним документам, находящимся в делах учреждения, а также в учреждениях, которым отпускались или от которых принимались материальные ценности и с которыми проводились расчеты.
Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических расходов с установленными лимитами, нормами (нормативами) расходов. Такой прием необходим для оценки качества системы норм и нормативов затрат на обычную деятельность, используемых для составления сметы расходов бюджетных учреждений, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета, обоснованности распределения расходов по статьям (подстатьям) бюджетной классификации РФ.
Нормы расходов в зависимости от метода разработки могут быть расчетными или средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, используют прием технико-экономических расчетов , при котором суммы плановых расходов сопоставляются с фактическими за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг с учетом изменения норм и нормативов в результате выполнения плана организационно-технических мероприятий.
Способ обратного счета основан на экспертной оценке затрат для последующего определения (обратным счетом) сумм необоснованных расходов денежных средств, сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени проведения ревизии имеются в наличии на складах и счетах организаций и учреждений. Использованию этого приема обычно предшествует мотивированная экспертная оценка специалистов о действительных затратах сырья на изготовление данной продукции.
Способом обратного счета ревизоры определяют количество и стоимость сырья и материалов, излишне отнесенных на затраты производства. Для этого, например, количество фактически выпущенных изделий конкретного наименования умножается на разность между количеством и стоимостью списанных материалов на единицу продукции и нормами материальных затрат, указанными в заключении экспертов.
Оценка совершенных хозяйственных фактов на их соответствие юридическим, экономическим и финансовым нормам представляет собой комплекс общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки для установлениия законности, целесообразности, рациональности и эффективности обычной деятельности ревизуемого учреждения за проверяемый период.
Юридическая проверка проводится для определения соответствия фактов, изложенных в первичных документах, действующему законодательству. Хозяйственный факт считается законным, если он не противоречит действующим законам, постановлениям и подзаконным актам.
Сравнением сути хозяйственного факта с нормами законодательства выявляются виды и причины их нарушения и виновные в этом должностные лица.
Экономическая проверка выполняется для определения полученной экономической выгоды от отдельных хозяйственных фактов и их влияние на конечные качественные результаты обычной деятельности учреждений.
Проверка целесообразности (эффективности) хозяйственной операции выявляется проверкой ее соответствия показателям плана, утвержденным нормам, уровню идентичных показателей родственных учреждений или другим показателям, которые характеризуют экономическую результативность хозяйственной операции или объективную необходимость ее совершения.
Этот прием документальной ревизии наиболее трудоемкий, но его значение трудно переоценить как для ревизующего органа, так и для самого учреждения.
Фактическая ревизия состоит в установлении реального (соответствующего действительности) состояния ревизуемого объекта.
К приемам фактической ревизии относятся:
Необходимо провести грань между функциональной ролью инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, с одной стороны, и методического приема, используемого при проведении ревизий органами ведомственного и вневедомственного контроля - с другой.
В бухгалтерском учете инвентаризация используется в дополнение к документации как способ прерывного первичного наблюдения за объектами учета, для приведения учетных данных в соответствие фактическому состоянию дел в организации. Контрольное назначение инвентаризации - выявлять расхождения между учетными данными и фактическими остатками средств и внесение требуемых коррективов в учетные данные.
Вместе с тем инвентаризацию справедливо рассматривать как инструмент регулярного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля за сохранностью материальных ценностей, денежных средств и достоверности информации о требованиях и обязательствах хозяйствующего субъекта.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает обязательное проведение полной инвентаризации материальных ценностей и расчетов перед составлением годового отчета, а также с определенной периодичностью в течение года. Необходимо иметь в виду, что проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц, установлении фактов хищений и других злоупотреблений, после пожара или стихийных бедствий, при переоценке товарно-материальных ценностей, реорганизациях и т.п.
В ревизионной практике инвентаризация используется как один из приемов фактического контроля сохранности определен-
ных активов и реальности данных о состоянии расчетов. Инвентаризации финансовых и нефинансовых активов, осуществляемые в процессе ревизии, как правило, являются внезапными.
Выбор объектов для инвентаризации обусловлен конкретными задачами ревизии и состоянием системы внутрихозяйственного контроля учреждения или организации.
В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.
Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении компетентными специалистами экспертизы действительных физических объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, выполнения технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам и техническим условиям.
Экспертиза назначается, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные навыки в экономике, технике, налогообложении, бухгалтерском учете и других отраслях знаний.
Работа эксперта осуществляется на договорной основе. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
При назначении и выполнении экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица контрольного органа при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту и знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает в письменной форме от своего имени заключение, в котором излагает результаты проведенных им исследований, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Заключение эксперта или его отказ отдачи заключения предъявляется проверяемому лицу, которое вправе представить объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения и поручается тому же или другому эксперту.
Повторная экспертиза назначается в случае признания заключения необоснованным или при наличии сомнений в его правильности. Повторное проведение экспертизы поручается другому эксперту.
Криминалистическая экспертиза документов назначается следственными органами и судом и осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств в целях установления преступлений и предотвращения их в будущем. В результате такой проверки может быть обнаружен подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваниях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравливания, вырезания и вклеивания, подделке почерка должностных лиц.
Исправления в документах возможны с помощью подчисток и вытравливания.
Подчисткой считается механическое изъятие штрихов текста посредством вытирания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшение толщины бумаги в месте подчистки, расплывчатость чернильных штрихов, повреждения знаков. Признаки подчистки устанавливаются как путем обзора документов невооруженным глазом, так и с помощью специальных средств.
Вытравлением признается изъятие штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернил. Установить признаки вытравления можно благодаря внимательному обзору документа. Основные признаки вытравливания: матовые пятна на бумаге, пожелтевшие, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывание штрихов.
Экспертная оценка иногда применяется для изучения других вопросов, требующих специальных знаний, а также для определения качества проектно-сметной и другой технической документации, подлинности подписей в первичных документах (графологическая экспертиза) и др.
Визуальное наблюдение заключается в следующем:
Контрольный обмер выполненных работ чаще всего применяют для проверки выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. По результатам обмеров устанавливаются фактический объем и стоимость выполненных работ по сравнению с указанными в актах приемки работ и нарядах, а также расход материалов в натуральных измерителях на выполнение этих работ. Как правило, обмер осуществляется с привлечением технических специалистов.
С помощью контрольного обмера проверяются:
При подготовке обмера определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. Затем подсчитываются количество и стоимость работ, выполненных и оплаченных с начала строительства по проверяемым актам приемки работ и нарядам. Эти данные сверяются с данными проектно-сметной документации. Результат сверки может свидетельствовать о наличии отклонений по видам, количеству и стоимости капитальных работ. Если в сданных и оплаченных объектах обнаруживаются недоделки, то это рассматривается как завышение стоимости работ. При необходимости проверить списание материалов подсчитываются виды и количество израсходованных материалов по текущим нормам на выполненные фактические объемы работ.
К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица (обычно прорабы, начальники участков), исполнители, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Кроме того, для участия в обмере могут быть приглашены представители заказчика, сметно-проектной организации, рабочие, фамилии которых указаны в нарядах на выполнение проверяемых работ, представители общественности.
В тех случаях, когда по имеющимся документам не представляется возможным достоверно определить объемы выполненных работ (отсутствие текущего учета выполненных работ, некачественное ведение журнала работ или других документов, фиксирующих выполнение работ), проверка проводится непосредственно на объекте. В таких случаях проверка осуществляется путем сопоставления фактически выполненных объемов в натуре с принятыми к оплате в актах выполненных работ и данными, содержащимися в проектно-сметной документации.
Проведению контрольного обмера должно предшествовать изучение рабочих чертежей объекта, выявление характеристик видов работ и конструкций, на которые следует обратить внимание при обмере (размеры помещений, конструкций, материалы, из которых изготовлены строительные конструкции, И Т.П.).
Правильность включения в акты объемов выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются первичные доку-
менты, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая акты на скрытые работы.
Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи, каналы с уложенными в них трубопроводами и др.) проводится по актам на скрытые работы. При отсутствии таких актов объемы работ подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях для установления факта выполнения объема проверяющие вправе требовать от заказчика вскрытия за его счет выполненных конструкций.
К завышению объемов и стоимости выполненных работ кроме рассмотренных относятся также:
Так как перечисленные нарушения представляют собой завышение стоимости строительно-монтажных работ, в учетные данные и бухгалтерскую отчетность необходимые коррективы вносят-
ся в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверки применяемых в ревизуемом периоде производственных текущих норм расхода строительных материалов, сырья на изготовление продукции, норм производственных отходов и др. Этот способ контроля позволяет выявить необоснованное (сверхнормативное и непредусмотренное нормами) списание сырья и материалов на выпуск продукции.
Результаты контрольного запуска оформляются актом, который подписывают ревизор, технолог, повар и работники учреждения. Если в процессе ревизии появляется необходимость в заключении специалиста по вопросам качества материальных ценностей, готовых изделий или проектно-сметной документации на строительство либо ремонт какого-то объекта, то такой специалист приглашается с согласия руководителя ревизующей организации или учреждения, подлежащего проверке.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство помогает выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания материалов сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции.
Большое значение имеют объяснения должностных лиц и сотрудников, работавших ранее в учреждении. Письменные объяснения помогают проверить достоверность данных, отраженных в документах, выявить подлоги, установить действительно произошедшие события и их участников, а также роль других лиц. Если в представленном письменном объяснении какой-либо вопрос окажется нераскрытым или недостаточно освещенным, то ревизор может предложить соответствующему лицу дать дополнительные объяснения. В случае его отказа дать объяснения ревизор должен затребовать их служебной запиской, копия которой прилагается к акту ревизии.
Можно предположить, что при организации и проведении контрольного запуска для сокрытия нарушений и злоупотреблений ревизуемые лица нередко подговаривают рабочих или сами пытаются обманным путем изменить те или иные существенные условия эксперимента и исказить его результаты. В связи с этим для лучшего наблюдения и контроля за соблюдением условий эксперимента целесообразно привлекать незаинтересованных лиц либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров.
Весь ход данного мероприятия от начала до конца с необходимыми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Зафиксированные результаты используются в дальнейшей ревизионной проверке и отражаются затем в общем акте ревизии.
Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.
Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Важная особенность - фактор внезапности, иначе невозможно получить объективные данные, например при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, невозможно выполнить одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени, при повторной проверке результат будет совсем другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.
Нарушения и злоупотребления, выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля, систематизируются по участкам контролируемой деятельности, видам операций и другим признакам. Они регистрируются в рабочей тетради ревизора со ссылками на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники.
Накопленные данные используются при составлении соответствующих разделов основного акта ревизии.
Задачи ревизии
Перечислим основные задачи ревизии:
Правила проведения ревизии
Приведем краткое описание основных правил проведения ревизии.
1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.
Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).
Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.
Ревизия является серьезной психологической нагрузкой для коллектива проверяемой организации. Так, ревизоры из Москвы проверяли расположенное в Тюмени акционерное общество. После возвращения в Москву выяснилось, что не вся программа ревизии реализована. Пришлось вернуться. Возвращение в Тюмень через две недели коренным образом изменило отношение коллектива акционерного общества к проверяющим. Виновные в нарушениях, почувствовав моральную поддержку коллектива, проявили чудеса изворотливости и нашли методы, позволившие дезавуировать итоги ревизии.
В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно - правовых документах.
Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно - хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно - ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.
Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основными методами государственного финансового контроля являются:
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России -- за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) -- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия -- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство ведомство -- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.
Виды ревизий:
Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.
Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.
Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.
К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
Сущность ревизии, цель и задачи
Тема 6. Ревизия как инструмент контроля
Раздел II. РЕВИЗИЯ
План лекции
6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.
6.2. Виды ревизий.
6.3. Методы и приемы документального контроля.
6.4. Методы и приемы фактического контроля.
6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Ревизия - составная часть системы управленческого контроля, призванная установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулирование общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.
Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.
Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Задачи ревизии:
Обеспечение финансовой дисциплины;
Экономное и целевое использование бюджетных средств;
Выявление резервов роста доходной базы бюджета и собираемости налогов;
Сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;
Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;
Проверка законности совершаемых субъектом хозяйствования хозяйственных и финансовых операций;
Правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;
Выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
Обоснованность расчетов сметным назначениям;
Исполнение смет расходов;
Использование бюджетных средств по целевому назначению;
Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;
Операции, связанные с инвестициями;
Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
Обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распределение.
Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюджета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибегают учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном порядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.
Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизионными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обеспечивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизионным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и общественных организаций, поскольку в стране действует специальная система подготовки и повышения квалификации всех контрольно-ревизионных кадров.
В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволяет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.
В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам.
В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:
вневедомственные ревизии - проводятся органами государственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой), которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности;
ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им организациях (предприятиях, учреждениях);
внутрихозяйственные ревизии - проводятся работниками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
По времени проведения различают ревизии:
предварительные - проводятся до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушений законности или неэффективного использования средств организации. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии преддоговорного спора, хозяйственные решения до начала их исполнения;
текущие - проводятся в ходе совершения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Посредством текущих ревизий выявляются: полнота оприходования готовой продукции, сохранность имущества, реальность объемов выполненных работ;
последующие - осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений.
В зависимости от источника контрольных данных различают ревизии:
фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономических ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций;
документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля. Вместе с тем используются также и данные фактического осмотра объектов в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионной работы;
смешанные характеризуются сочетанием использования фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.
По организационному признаку ревизии подразделяются на:
плановые - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;
внеплановые - проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости (при наличии данных о налоговых, бюджетных нарушениях, злоупотреблениях, а также по требованию представительных органов власти, правоохранительных и других властных органов);
перманентные - проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом организации в структурных подразделениях.
По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:
полные - охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организации и направлены на выявление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но более действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества; У частичные - заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внеплановыми и проводятся обычно по инициативе собственников хозяйствующих субъектов;
тематические - проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности организации, отрасли. Такие ревизии позволяют вовремя выявить и устранить однородные нарушения и недостатки, допускаемые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций.
По охвату единичных объектов контроля ревизии делятся на:
сплошные - характеризуются изучением всех объектов контроля, путем сплошной проверки;
выборочные - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов;
комбинированные - заключаются в использовании при их проведении как сплошных, так и выборочных проверок отдельных хозяйственных операций.
По глубине проведения выделяются ревизии:
сквозные - характеризуются проверкой объектов контроля на всех этапах движения, начиная от структурных подразделений и кончая органами хозяйственного управления организации;
локальные - подвергаются проверке, как правило, отдельные учреждения и ведомства, виды целевых адресных программ и т.д.
По составу специалистов, осуществляющих ревизии, делятся на:
комплексные - проводятся специалистами различных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска резервов улучшения как производственной, так и финансовой деятельности организации;
некомплексные - осуществляются контролерами учетного и финансовых профилей и предусматривают проверку финансовой деятельности организаций. Такие ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий.
В зависимости от способа финансирования различают ревизии за счет:
Бюджета субъектов РФ;
Средств проверяемого экономического субъекта;
Внебюджетных источников;
Общественных, неправительственных организаций, иностранных инвесторов.
Статьи по теме: | |
Личный кабинет мой кредит от хоум кредит
Является одним из бесспорных лидеров среди банковских организаций. Всего... Отп банк главный офис. Отп банк личный кабинет. Об ОТП Банке
Жанна Рефинансирование кредита Оценка: Нет Добрый день. Моему... Отр банк. Отп банк личный кабинет. Об ОТП Банке
ОТП Банк - один из крупнейших розничный банков. Банк принадлежит... |